Библиотека >> Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений

Скачать 61.82 Кбайт
Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений

Вот и в душах людей взаимопонимание происходит подобно резонансу. Причем каждый раз отзывается не любая, а только одна, определенная струна в душе. Не зря же говорят: «Он затронул во мне глубинную струну».
Структура психики конкретного человека задает вид «системы фильтров» для обработки информации. Доминирующие юнговские функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые. Например, урок математики. Идут потоки логической информации. Одному ученику они попадают на сильную функцию логики, другому — на слабую. Поэтому один легко запоминает структуру доказательства, а другому — это Труднее. Если потом они захотят обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному. «Именно в различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами»,—пишет Р.К. Седых [7].
Структура психики человека определяет способы его работы с информацией, которые служат базисом для формирования способностей, профессиональных склонностей, творческих интересов и тому подобное.
«Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает»,— писала А. Аугустинавичюте.
«В связи с тем, что различия в типе личности — это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче — типами ИМ» [3].
Аушра Аугустинавичюте назвала ею созданную новую науку соционикой или теорией типов информационного метаболизма. «Этим названием мы хотя бы отчасти воздадим должное классику польской психиатрии А. Кемпинскому, создателю оригинальной и полностью созвучной с нашей типологией теории информационного метаболизма»,- писала она [8].
Основные положения соционики.
Дихотомии.
А. Аугустинавичюте разработала соционическую типологию, опираясь на базис Юнга. Напомним, что. Юнг построил типологию, базируясь на двух установках:
• экстраверсия — интроверсия,
на четырех функциях, которые он описал как попарно альтернативные:
• мышление — чувство,
• интуиция — ощущение,
при этом он разделил типы на два класса по принципу:
• рациональность — иррациональность.
Разберем, как каждая пара признаков из базиса Юнга преобразилась в соционике.
Установки экстраверсия — интроверсия Аушра ввела в соционику в классическом юнговском понимании — как установку человека на преимущественное восприятие внешнего или внутреннего мира. Это главное в юнговском понимании установок, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Нельзя было бы построить устойчивую типологию на таком изменчивом признаке, как общительность — замкнутость, который часто меняется в процессе воспитания и проявляется ситуативно.
«Юнговские термины «экстравертированный» — «интровертированный» мы заменили на ныне распространенные экстраверт — интроверт, хотя считаем, что более подходящими были бы термины экстратим — интротим, сделанные по аналогии с кречмеровскими терминами шизотим — циклотим, потому что после работ Айзенка, согласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного человека называть экстравертом, а каждого замкнутого — интровертом, эти термины стали двусмысленными» [3].
Для юнговских функций Аушра немного изменила названия, приблизив их к современным значениям слов. Так вместо:
мышление, чувство, интуиция, ощущение
появились
логика, этика, интуиция, сенсорика
Это было сделано для того, чтобы показать, что мыслят, например, не только «мыслительные», а чувствуют не только «чувствующие». Смысл юнговских понятий при этом остался тем же.
Понятия классов рациональность — иррациональность Аушра связала с конституциональными свойствами шизотимность — циклотимность по Э. Кречмеру. Ее многочисленные наблюдения выявили устойчивое соответствие между этими понятиями. Очень подробно она описала различия во внешности и особенностях поведения рациональных и иррациональных типов в книге[3].
Таким образом, соционическая типология, как и типология Майерс — Бриггс строится на четырех парах признаков, называемых в соционике альтернативными или дихотомическими (термин «дихотомия» означает «рассечение на два»). В итоге базис Юнга в соционике принимает такой вид:
экстраверсия — интроверсия
логика — этика
интуиция — сенсорика
рациональность — иррациональность
Термины «шизотимность — циклотимность» используют в соционике наряду с терминами «рациональность — иррациональность».
Соционические модели.
Соединение информатики с психологией дало возможность Аушре Аугустинавичюте построить модели обмена информацией человека с окружающим миром — модели типов информационного метаболизма. В основу моделей Аушра, следуя логике рассуждений Юнга, положила функции: логика, этика, интуиция, сенсорика. Функции в соционике — несколько выделенное понятие. Опираясь на теорию информационного метаболизма, А. Аугустинавичюте показала, что юнговские функции в информационной системе человека играют роль приемников и передатчиков информации.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34