Библиотека >> Сокровенная религиозная философия Индии.

Скачать 72.22 Кбайт
Сокровенная религиозная философия Индии.

И кто говорит это? Адвокат признается охотно в своей несостоятельности в вопросах медицины; он не посвящал этой науке ни времени, ни сил, и скромность в этом вопросе становится для него обязательной. Но, как это ни странно, никто не удивляется, когда слышит отрицание a priori бессмертной души со стороны людей, которые не посвятили изучению психологических вопросов и тысячной доли времени и энергии, отдаваемой ими на вершение своих дел!

Прежде чем отрицать бессмертную душу, следовало бы посвятить исканию ее хотя бы десятую часть той энергии, которая растрачивается повсюду.

Теперь мы можем подвинуть наше расследование несколько дальше.

Материя нашего тела иная, чем материя неподвижных тел, поэтому ее называют органической, хотя можно с уверенностью предвидеть то время, когда химия признает в каждой материи организацию, в различных только степенях. В теле нашем, так называемая неорганическая материя состоит под влиянием и управлением фактора, который мы называем "жизненным началом", и который материю эту превращает в организм.

Таким образом, в нашем физическом теле обозначились два начала: грубая материя и жизненная сила. Эту жизненную силу мы назовем началом эфирным. Исследуя физические тела, мы находим в них вещество более тонкое, чем газ, это вещество - эфир. В материи неорганический эфир недостаточно выразился для того, чтобы жизненные силы, для которых он служит основой, проявили свою деятельность. Эфир есть и в неорганической материи, им проникнута всякая материя, твердая, жидкая и газообразная, но жизненное начало находится там в состоянии еще скрытом.

Но, как только жизненное начало освобождается от преобладания низких элементов материи, оно их тотчас же группирует и организует: тогда настает время для проявления царства растительного.

Именно это "жизненное начало" и есть организующий фактор нашего физического тела. Определенная эфирная материя, служащая ему основой или проводником, будет носить в наших беседах название "эфирного тела".<<2>> Серьезное изучение законов магнетизма проливает яркий свет на тесное отношение между эфирной материей и жизненным началом. Когда наука подвинется вперед, она узнает, что магнетизм ничто иное, как проявление жизненного начала, которое действительно передается от одного существа другому.

Оба фактора, образующие наше тело, названы по-санскритски: "Sthula Bhuta" - грубое тело, и "Prana" - жизненное начало. Заметьте, что оба они хотя и разделимы, но составляют физическое, а не сверхфизическое начало нашей природы, и сфера их деятельности ограничивается одним физическим планом вселенной.

Душевная область, употребляя это слово в самом широком смысле, может, в свою очередь, быть разделена на три вида, все три способные отделяться один от другого.

Прежде всего мы знаем, что в каждом из нас имеются страсти, эмоции, чувствования. Эти явления представляют собой видоизменения душевной жизни, начиная с ощущения животного до самых сложных волнений и чувствований развитого человека. Эту сторону нашей душевной природы можно назвать "чувствующей"; по-санскритски она называется "Kama" - желание, материя же, служащая основой или проводником для названных явлений (ощущения, чувства, страсти, волнения), материя, более тонкая чем эфир, получила на Западе название "астральной" вследствие ее свойства светиться в темноте. И действительно, в глазах ясновидящего, способного ее различать, в этом состоит ее отличие от физической материи.

За ним стоит другой, который не оспаривает и не рассуждает, а только утверждает: я знаю, что это - правда, а то - неправда; не знаю почему, но внутренне убежден, что это так. Это начало - чистый разум. Оно-то и образует индивидуальность человека и может быть названо также совестью. По-санскритски это - высший вид "Mens", или "высший Манас".

Таким образом в душевной области мы различаем три элемента:

- Природу страстей и эмоций или чувствований, Кама;

- Природу рассудочную или интеллект, Манас низший;

- Начало утверждающее, бессмертную суть души<<3>> или совесть, Манас высший.

Этими тремя началами человеческая психика не исчерпывается. Но наиболее высоких сторон духовной природы человека мы совсем не будем касаться. Они, как увидим ниже, недоступны нашему пониманию. Человеческому Эго присущи три вида, соответствующие трем аспектам проявленной Первопричины, которые не могут быть различаемы в настоящем состоянии человечества: только совершенный человек может знать их. Поэтому я буду обозначать эту тройственность одним родовым именем Атма, принимая ее за единство. Все откровенные религии, все великие учителя человечества утверждают Троичность проявленного Бога.<<4>>

Итак, мы нашли в человеке 7 деятельных начал:

1.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39