Библиотека >> Сокровенная религиозная философия Индии.

Скачать 72.22 Кбайт
Сокровенная религиозная философия Индии.

Из этого великого резервуара<<42>> выбираются причины, долженствующие управлять каждым отдельным воплощением; чтобы проявиться совместно, причины эти не должны уничтожать одна другую. Кто же делает этот естественный подбор? Силы, которые можно назвать "законами кармического подбора". В природе мы беспрестанно наблюдаем действие аналогичных законов. Посадите дерево и окружите его всевозможными питательными веществами: дерево выберет из всей массы то, что подходит для его роста и для его свойств; остальное будет отброшено. Вы увидите, что везде, где есть жизнь, есть и естественный подбор, человек не составляет исключения.

Законы эти могут быть рассматриваемы и с другой точки зрения; их можно мыслить как Сущности, "Владыки Кармы", ибо между законом и деятелем, приводящим закон в действие, нет существенной разницы. Мы ничего не можем знать о законе кроме того, что это - планомерный способ деятельности. Подумайте о каком бы то ни было законе; вы не можете мыслить его иначе, как под видом деятельности.<<43>> А мы знаем, что всякое действие требует деятеля. Один и тот же объект явится нам или как действие (карма), или как деятель, смотря на какую точку зрения мы станем.

Кто из вас знает меня? Когда я говорю с вами, ваши чувства задеваются совокупностью деятельностей, впечатление от которых вы назовете: звук, цвет и т.д. Которое же из этих впечатлений - я сам? Во мне, как и во всем мире, вы различаете только совокупность правильно расположенных деятельностей, различаете только закон. Сущность повсюду ускользает от вас, вы знаете ее только в себе. Глядя на меня, вы заключаете только по аналогии о наличности существа, но вы и права не имеете заключать иначе. Закон природы - с вашей точки зрения - только планомерные деятельности, с этим я согласен; но если вы возьмете их в их совокупности, если вы постараетесь поставить себя на их субъективную точку зрения, вы можете с полным правом рассматривать их, как Сущности. Всемирный Закон и всемирная Сущность - Одно.

Как и все другие законы, законы кармического подбора представляют собой - с субъективной точки зрения - Сущности. Сущности эти, иначе - законы кармического подбора - выбирают из кармы человека элементы, способные соединяться вместе в одном и том же воплощении; и эти элементы определяют направление, по которому человек должен будет двигаться, если только он не проявит самостоятельную волю.

Ибо во всякую минуту воля человека может ввести новые величины в "уравнение" его жизни, постоянно изменяя равнодействующую его кармы. В этом и состоит существенная разница между низшими царствами природы и человеком. В низших царствах, где воля еще не проявлена, существо двигается роковым образом, по линии, начертанной его предшествующими деятельностями; оно как бы связано судьбой. Но проявившаяся воля человека в состоянии заменить судьбу - свободой, потому что в воле коренится способность изменять в каждую данную минуту направление равнодействующей его кармы.<<44>>

У американского поэта Эдгара По встречается прекрасное изречение: "Бог, сковавший природу судьбой, дал свободу человеческой воле. Человек, не имеющий воли, в настоящем рабстве у предопределения, так же как и животное".

Здесь мы начинаем подходить к решению трудной проблемы о "Предопределении" и о "Свободной Воле". Противоположность этих двух понятий только кажущаяся; и то, и другое относительно верно. Предопределение есть удел существ, у которых нет собственной воли: они обречена роковым образом поступать так или иначе. Но обладающие волей могут изменять "необходимость" соответственно силе своей воли и тому направлению, которое они сознательно дают ей. Те же, у которых Воля и Мудрость развиты в одинаковой полноте, те становятся вполне свободными.

Таким образом все, столь различные с виду, решения этой проблемы верны, каждое на своем месте. Существует абсолютная свобода, но только для того, кто познал Истину (или живет сознательно по закону); существует относительная свобода для того, кто развил свою волю до известной степени, и, наконец, существует неизбежная судьба, которая связывает всех тех, кто не проявляет своей воли.

Нужно ясно понять следующее: растущая Воля позволяет нам изменять до известной степени нашу судьбу; и если мы достигнем Мудрости, мы можем уничтожить огромное количество кармы, накопленной на протяжении веков, превратить ее в пепел, и - освободить себя из оков, которые казались вечными. "Познайте Истину", сказал Учитель, "и Истина освободит вас".

Что же такое - эта освобождающая Истина, как не единственная Реальность. "Sat", Бог, единение с Которым, осуществленное человеком в себе, человеком, дошедшим до конца своего долгого пути, может быть выражено словом: "Единство" или на христианском языке: "Отец мой и Я - Мы едины".

Такова конечная Истина. Она прекрасно выражена в следующих слов


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39