Библиотека >> Сокровенная религиозная философия Индии.

Скачать 72.22 Кбайт
Сокровенная религиозная философия Индии.

В этом - цель жизни. В следующей беседе мы рассмотрим, каким образом возможно осуществить эту цель, направляя сознательно наши деятельности.

Примечание: Некоторые люди, принимающие доктрину Кармы, но не понимающие ее, становятся жестокими. "Если этот человек страдает", - говорят они, - "следовательно он заслужил это страдание. Зачем же помогать ему?" На это можно ответить: "если этот человек имел возможность получить от вас помощь, следовательно он заслуживает эту помощь, и если вы сознательно пропустили случай сделать ему добро, вы ответственны за это".

Мы всегда можем помочь нашему ближнему изменить направление его жизни.

Если мы не можем помочь ему материально (что иногда лучше для него), наши милосердные мысли и желания дадут ему нравственную опору, которая, хотя и не видима для нас, тем не менее вполне реальна. Не следует никогда упускать из виду определение Добра и Зла: мы только тогда действительно помогаем нашему ближнему, когда помогаем эволюции его истинной Сущности - каковы бы не были видимости.

В общем выводе, Карма не мешает нам оказывать помощь нашим ближним настолько же, насколько она не мешает нам помогать себе самим.

 

IX. ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

До сих пор мы старались понять, хотя и в самых общих чертах теоретическую часть обширной философии, преподаваемой столько веков в Индии.

Сегодня мы постараемся познакомиться с ее возможным применением к жизни. Уже в начале наших беседы я сказал вам, что Индусская философия - наука экспериментальная. Мудрость моих предков совсем не похожа на спекулятивную философию современной Европы, которую можно сравнить с величавым памятником отвлеченных гипотез, построенных на нескольких данных, подмеченных на одном только физическом плане. У нас спекулятивный метод играет второстепенную роль. Отвлеченное доказательство имеет свое значение и в нашей философии, так как необходимо прежде всего убедиться в логической вероятности преподаваемых теорий. Но у нас эти теории подлежат утверждению наших Мудрецов, которые проверили их личным опытом.

Отвлеченные убеждения служат только предисловием к философии - мудрости Востока, которая и начинается - строго говоря - только там, где европейская современная философия уже кончается.

Мы твердо знаем, что "вера без дел мертва" и если, в виду большой трудности задачи, и не решаемся сами следовать по пути, указанному нашими Мудрецами, мы, по крайней мере, сознаем, что каждого из нас, не сумевшего победить свою слабость, ожидает вечный застой.

Наша вера, вывод из теоретического учения, набросанного в предыдущих беседах, может быть выражена в нескольких словах:

Единая Реальность во вселенной; все, что существует, не более как проявление этой Реальности; "Я" человека по существу тождественно с этой Реальностью.

Цель жизни: осуществление этого тождества в действии.

Отыскать средства к достижению этой цели, вот что будет содержанием нашей настоящей беседы. Одно уже определение предмета, занимающего нас, указывает на условие, без которого невозможно осуществление поставленной цели.

Следующие четыре слова: 'движение вперед к Единству' дают нам немедленно двойной ключ, отпирающий вход на "узкую стезю".

Во-первых: Движение вперед...

Мы уже видели, что мировой Закон есть Деятельность (Карма); деятельность тождественна с бытием. Если мы не можем существовать не действуя, тем более не можем мы совершенствоваться, оставаясь бездеятельными. Если мы находимся здесь, то только потому, что наши действия согласуются с действиями среды, в которой мы существуем. Чтобы измениться, чтобы подняться или понизиться, достаточно действовать иначе. Если, существуя в известной среде, мы изменим наши действия сообразно с той средой, в которую мы стремимся, мы будем перенесены роковым образом, силою вещей, в эту новую среду.<<45>> Этот факт проверен опытом. К тому же все отдельные стороны нашего существа развиваются благодаря правильной деятельности, наша нравственная природа также как и наша умственная и мускульная организация. Бездействие есть застой, смерть.

Чтобы расти, необходимо быть деятельным, иного способа нет.

Вторые два слова: "к Единству".

Разъединение существует на всех планах проявленной вселенной, но оно существует только на них. Чтобы дойти до цели, до Единства, необходимо уничтожить разъединение, иными словами, мы должны убить эгоизм нашей природы. Следовательно, бескорыстная жизнь есть непременное условие роста. Эгоизм, инстинкт обособления, будет вечно удерживать нас в сферах разобщенности. Чтобы достигнуть Единства, необходимо освободиться от эгоизма. Эгоизм родит желание, одно не бывает без другого; а не что иное как желание привлекает нас к отдельным вещам, оно же привязывает нас могучей цепью к колесу рождений и смертей.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39