Библиотека >> Три беседы о метатеории сознания

Скачать 37.88 Кбайт
Три беседы о метатеории сознания

И в данном случае я говорю: "мы считаем это «структурой сознания»". Поскольку мы ввели понятие "структура сознания", это уже наше дело считать, что является "структурой сознания", а что не является. Но я при этом не могу утверждать, что я нахожусь в этой "структуре сознания". Я могу сказать это про другого человека, но не могу сказать этого про себя. Не могу сказать этого про себя в двух смыслах: во-первых, потому что я тут же неизбежно перехожу в метаструктуру, которая не равна структуре. Это вообще есть уже что-то совершенно иное, чем мы здесь заниматься не будем. Это есть вторичное, третичное, четвертичное осознание сознания (и ему, очевидно, соответствует и особое "состояние сознания"). Во-вторых, здесь есть еще и имеющее отношение к этому вопросу, так сказать, "предметное" обстоятельство: я не могу быть уверенным, что нахожусь именно в этой структуре, именно в силу того факта, что я сейчас осознаю нахождение именно в этой структуре. Поэтому эмпирическое утверждение о каком-то факте сознания, что он является "структурой сознания", может иметь место только в объективном плане. Ведь мы, в принципе, могли бы сказать, что может быть задан какой-то список "структур сознания", но мы не можем сказать в каждый данный момент, в какой части, в какой точке этого списка мы находимся. Но, тем не менее, список есть и в нем есть какое-то количество (вероятно, очень большое) "структур сознания". Теперь возвращаемся опять к одной из первоначальных характеристик, связанных со "структурами сознания". Итак, какие-то факты мы можем рассматривать как разные "структуры сознания", какие-то факты – как относящиеся к одной "структуре сознания", какие-то факты – как не относящиеся к "структуре сознания" (если мы ставим вопрос в общей форме). Является ли этот факт сам по себе "структурой сознания" или нет? По-видимому, мы можем иметь дело не только с разными структурами, но и с разными фактами сознания, разными в их отношении к структуре. То есть о каком-то факте мы можем сказать, что это "структура сознания", о другом – что это не "структура сознания", хотя последний в определенных прагматических ситуациях может фигурировать как "структура сознания". Это именно то, что ты предлагал называть псевдоструктурой сознания. Здесь, как об этом уже говорилось вначале, невозможна теория, т.е. мы не можем заранее предсказать "структуру сознания", даже рассматривая при этом относительно большой текст. Мы можем этот текст определенным образом примитивизировать, дробить, членить. И мы можем сказать, что...

М.М....что текст этот поддается описанию на уровне "структур сознания" или что в нем поддается такому описанию и что нет.

А.П. Пожалуй, здесь важно, что этот список у нас заранее есть. Мы не знаем заранее все, что относится к "структуре сознания", но мы договорились о каких-то фактах, что они есть "структуры сознания", и в этом смысле мы могли бы позволить себе предположить, что некоторые факты мы можем представить себе в некоторых прагматических ситуациях играющими роль "структур сознания". Скажем, относительно приведенного выше примера ("человек смертен") я предполагаю, что это "структура сознания". Но я совершенно с тобой согласен, когда ты говоришь, что понятие "человек" не является "структурой сознания", – оно является фактом сознания, но оно не является фактом, который будет давать нам при многочисленном повторении во времени и пространстве основание считать себя одним и тем же, т.е. считать себя "структурой сознания". Я беру только этот признак. Он, собственно, даже может не быть одним и тем же фактом сознания. Мы его называем одним и тем же фактом сознания исключительно в силу однозначности его лингвистической обозначенности (когда такие тексты оказываются в пределах одного и того же естественного языка).

М.М. То есть если мы говорим, что существует "структура сознания" в применении к "человеку" (в нашем примере), то мы имеем в виду, что человек является "структурой сознания" лишь как набор признаков или как содержание типа "человек смертен".

А.П. Мы можем также сказать, что этот факт имеет отношение к "структуре сознания", поэтому мы его и называем псевдоструктурой сознания. Возьмем, наконец, третий факт сознания в нашем примере – "Я", его еще труднее объективно классифицировать с точки зрения сознания, ибо признаки "Я" относятся к совершенно другой плоскости, чем признаки "человека", не говоря уже о плоскости, в которой фигурирует структура "человек смертен".

М.М. "Человек" или "человек смертен" фигурирует на уровне "структур сознания", а признаки "Я" фигурируют на уровне вторичных образований сознания, т.е. тех, которые конструируются из материалов первичных, а первичным является "структура сознания".

А.П. И когда человек говорит: "мое "Я" этому чуждо", – он использует некоторые псевдоструктуры сознания, потому что "Я" не существует в смысле структуры сознания. Но здесь чрезвычайно важно, что "Я" соответствует определенному "состоянию сознания".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25