Библиотека >> Три беседы о метатеории сознания

Скачать 37.88 Кбайт
Три беседы о метатеории сознания

Поэтому выражения "здесь есть сфера сознания" или "здесь нет сферы сознания" условны, и, вообще говоря, не вполне правильны в том смысле, в каком мы начали это рассуждение, потому что поскольку речь не идет об индивидуальных психических механизмах, то скорее можно сказать, что "сфера сознания" есть, что она "вообще есть" вне такой приуроченности, и мы можем утверждать, что она "здесь есть" или что ее "здесь нет" только когда такая приуроченность нами идеально планируется, что, по-моему, все-таки к "сфере сознания" неприменимо. Это возможно при дальнейшей спецификации сознания, когда речь пойдет о состояниях и структурах сознания. "Сфера сознания" для меня идеальный прагматический этап. Мы начинаем экспликацию понимания нами "сферы сознания", потому что "сфера сознания" – это то, что знаменует в нашей беседе определенную границу: "вот здесь" мы начинаем объяснение нами терминов нашего понимания, и, соответственно, терминов метатеории сознания, и поскольку оно нами начинается от какого-то "ничто", мы это "ничто", эту границу, это исходное называем "сферой сознания".

М.М. Ты делаешь упор на прагматический аспект термина "сфера сознания", вернее даже на прагматический аспект самого существования в "сфере сознания", если можно выразить термином "существование" что-то, чему мы приписываем в то же время и свойство несуществования. И чтобы резюмировать этот аспект, можно вернуться к мысли о том, что "сфера сознания" – это ситуация, в которой прагматически находятся "сознания" или, вернее, могут находиться, не имея в виду, что каждое сознание находится в этой ситуации. Оно или находится, или не находится.

А.П. Я хотел бы здесь лишить термин "сфера сознания" пространственной спецификации, имея в виду дальнейший ход рассуждения. "Сфера сознания", строго говоря, не обладает пространственной определенностью, так же как она не обладает временнуй определенностью.

М.М. Однако здесь есть движение, и потому я хочу подчеркнуть то обстоятельство, что мы приписываем движение к "сфере сознания" не только нашему метатеоретическому рассуждению, но и прагматике сознания людей вообще. Но это не означает, что все люди находятся на пути такой прагматики; это прежде всего относится к нашему способу описания сознания, ибо, собственно говоря, в рубрику "сферы сознания" мы выносим какие-то свойства нашего описания сознания. Вводя понятие "сфера сознания", мы тем самым строим символическую часть нашего аппарата описания структуры и состояния сознания – часть, которой мы не приписываем никакой локализации и которую никак не конкретизируем потому, что в дальнейшем сами состояния и структуры сознания мы будем рассматривать как локализацию и как конкретизацию того, что мы фиксируем в "сфере сознания". Тем самым мы фактически признаем символический характер понятия "сфера сознания". Понятия же структуры сознания, состояния сознания и ряд других понятий, которые мы далее введем, не будут носить символический характер. Они нами будут выводиться в качестве интерпретации этого символа; само состояние сознания мы будем рассматривать как интерпретированное, конкретизированное существование "сферы сознания", как локализацию, "захват", "ловушку" "сферы сознания". Или наоборот, можно перевернуть этот термин и сказать: вхождение в "сферу сознания", нечто вошедшее в "сферу сознания" – обладает структурой сознания. Или наоборот: структура сознания будет разрушаться в "сфере сознания" и т.д. Нам сейчас это неважно – нам важно подчеркнуть, что понятие "сфера сознания" не подразумевает никакого реального события сознания. Вообще никакого реального события мы не описываем, и в этом смысле аппарат, в котором вводится понятие "сферы сознания", обладает свойствами общими, скажем, с некоторыми чертами аппарата квантового или психоаналитического описания. Ведь очень многие недоразумения и ошибки в интерпретации классического психоанализа Фрейда, свойственные не только философам-интерпретаторам Фрейда или посторонней публике, но и на 99% самим психоаналитикам, состоят в натуралистическом понимании процедуры Фрейда. (Например, когда Фрейд говорит об "эдиповом комплексе", предполагают, что "эдипов комплекс" есть понятие, обозначающее тип реально случившихся событий, что у такого-то индивида "эдипов комплекс" реально наличествует, в то время как на самом деле здесь наличествуют совершенно иные явления сознания, символически обозначаемые как "эдипов комплекс".)


>


--------------------------------------------------------------------------------


3.
А.П. Теперь я предлагаю ввести понятие "состояние сознания". Я называю "состоянием сознания", например, то состояние, в котором мы сейчас ведем беседу о метатеории сознания. Этим я хочу сказать, что каждой возможной мыслительной конструкции (в данном случае связанной с работой над сознанием, с пониманием сознания) соответствует определенное психическое состояние субъекта, меня. То есть состояние, которое обладает таким свойством, которым не обладают понятия, о которых мы говорили раньше. Говоря о "сфере сознания", мы постулировали принципиальную неприуроченность к субъекту и к объекту.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25