Библиотека >> Падение

Скачать 76.22 Кбайт
Падение

Ява тоже хороша, но только в
oephnd пассатов. Да-да, я там побывал в молодости. Я вообще
люблю острова. Там легче царить.
Какой прелестный дом, взгляните. А две скульптуры, которые
вы там видите, - это головы негров-невольников. Вывеска. Дом
принадлежал работорговцу. О, в те времена игру вели в открытую!
Смелые были дельцы. Не стесняясь, заявляли: "Вот мой дом, я
богат, торгую невольниками, продаю черное мясо". Можете вы себе
представить, чтобы нынче кто-нибудь публично сообщил, что он
занимается таким промыслом? Вот был бы скандал! Воображаю, каких
слов наговорили бы мои собратья в Париже. В этом вопросе они
непоколебимы, они тотчас же выпустили бы два-три манифеста, а
может, и больше! Поразмыслив, я бы тоже поставил свою подпись
под их протестами. Рабство? О нет, нет! Мы против! Разумеется,
мы вынуждены ввести его в своих владениях или на заводах - это в
порядке вещей, но хвалиться такими делами? Это уж безобразие!
Я хорошо знаю, что нельзя обойтись без господства и без
рабства. Каждому человеку рабы нужны как воздух. Ведь
приказывать так же необходимо, как дышать. Вы согласны со мной?
Даже самому обездоленному случается приказывать. У человека,
стоящего на последней ступени социальной иерархии, имеется
супружеская или родительская власть. А если он холост, то может
приказывать своей собаке. В общем, главное, чтобы ты мог
разгневаться, а тебе не смели бы отвечать. "Отцу не смей
отвечать". Вы знаете это требование? Странное все-таки правило.
Кому же нам и отвечать в этом мире, как не тем, кого мы любим.
Но в известном смысле это верное правило. Надо же, чтобы за кем-
то оставалось последнее слово. А то ты скажешь слово, а тебе в
ответ два, так спор никогда и не кончится. Зато уж власть живо
оборвет любые пререкания. Далеко не сразу, но все же мы поняли
это. Вы, я полагаю, заметили, что наша старуха Европа стала
наконец рассуждать так, как надо. Мы уже не говорим, как в
прежние наивные времена: "Я думаю так-то и так-то. Какие у вас
имеются возражения?" У нас теперь трезвые взгляды. Диалог мы
заменили сообщениями: "Истина состоит в том-то и том-то. Можете
с ней не соглашаться, меня это не интересует. Но через несколько
лет вмешается полиция и покажет вам, что я прав".
Ах, дорогая наша планета! Все на ней теперь ясно. Мы друг
друга знаем, мы поняли, на что каждый способен. Вот погодите, я
приведу в пример себя (не меняя, однако, темы). Я всегда хотел,
чтобы мне служили с улыбкой. Если у прислуги был печальный вид,
это портило мне настроение. Она, разумеется, имела право
печалиться, но я находил, что для нее было бы лучше, если бы она
прислуживала смеясь, а не плача. Хотя, в сущности, это было
[294]
бы лучше не для нее, а для меня. Однако скажу без хвастовства,
мое рассуждение не было сплошным идиотством. И вот еще - я
всегда отказывался обедать в китайских ресторанах. Почему?
Потому что в присутствии белых азиаты, когда они молчат,
зачастую принимают презрительный вид. Разумеется, презрительное
выражение сохраняется у них и когда они обслуживают нас за
столиком. Ну как в таком случае есть с удовольствием цыпленка, а
главное, как думать, глядя на них, что мы выше желтокожих?
Словом, скажу вам по секрету, рабство, по преимуществу
улыбающееся, необходимо. Но мы должны скрывать его. Раз мы не
можем обойтись без рабов, не лучше ли называть их свободными
людьми? Во-первых, из принципа, а во-вторых, чтобы не ожесточать
рабов. Должны же мы их как-то компенсировать, верно? Тогда они
всегда будут улыбаться и у нас будет спокойно на душе. А иначе
нам придется туго: начнем копаться в себе, с ума сходить от
горестных мыслей, даже можем сделаться скромными - всего можно
nfhd`r|. Поэтому никакого афиширования. Нахальная вывеска с
головами негров просто возмутительна! Да и вообще, если все
примутся откровенничать, раскрывать свои подлинные занятия, свою
личность, некуда будет от стыда деваться! Вообразите себе
визитную карточку, на которой напечатано: "Дюпон - философ и
трус", или "стяжатель и христианин", или "гуманист и
прелюбодей". Выбор богатый. Но это был бы сущий ад! Да-да, в аду
так и должно быть: улицы с вывесками и никакой возможности
вступить в объяснение. Ярлык повешен раз и навсегда.
Право, советую вам, дорогой соотечественник, подумать
немножко, каков будет ваш ярлык. Вы молчите? Ну ничего, потом
ответите. Во всяком случае, я-то свой ярлык знаю: "Двуликий.
Обаятельный Янус". А сверху девиз: "Не доверяйтесь ему". На
визитных же карточках будет напечатано: "Жан-Батист Кламанс,
комедиант". Знаете, через некоторое время после того вечера, о
котором я рассказывал, появилось, как я заметил, что-то новое в
моем поведении. Расставшись со слепым на углу тротуара, до
которого я помог ему добраться, я на прощание снимал шляпу и
кланялся слепцу. Разумеется, поклон предназначался не для
слепого - он ведь не мог меня видеть.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37