Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии

Скачать 60.96 Кбайт
Материалы по конструктивной психологии



Становление и развитие конструктивной психологии как дисциплины. формирующей общепринятую планетарную психокультуру будущего, связано с распредмечиванием-опредмечиванием великих психических культур. Великие психические культуры, включающие картины мира, ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, а также способы духовного, целостного преобразования человека, являются полноценным выражением человеческого самосознания.

Каждая психическая культура содержит в себе все уровни конструктивной психологии, обеспечивая знаниями процессы развития, функционирования и восстановления в конкретных пространственно-временных условиях. По этому признаку – набору основных структурных уровней – психические культуры тождественны, однако в силу исторических обстоятельств те или иные уровни оказывались более значимыми, ведущими, и по этому признаку – ведущему структурному уровню – психические культуры существенно различны.

Как показывает психокультурологический анализ, уровню психологии интегрального развития наиболее соответствует арийская (индоевропейская) психическая культура, уровню психологии оптимального функционирования – семитская психическая культура, а уровню психологии эффективного восстановления – китайская психическая культура. Для арийской психической культуры характерен культ свободы, а ее идеалом является самодетерминирующийся, творческий человек. Для семитской психической культуры характерен культ необходимости, а ее идеалом является следующий Закону, правильный человек. Для китайской психической культуры характерен культ случайности, а ее идеалом является следующий Природе, естественный человек.

С психическими культурами целесообразно знакомиться по их высшим достижениям. На мой взгляд, наивысшим достижением арийской психической культуры является йога, суть которой раскрыта в Бхагавадгите. Речь идет о любительской йоге древнеиндийской аристократии, кшатриев в отличие от профессиональной жреческой йоги брахманов. Мотивируемая личным устремлением к самосовершенствованию, а не прагматическими стимулами, аристократическая йога была сущностной, а не формальной. Это позволило ей вывести йогу в целом на более высокий уровень, а через буддизм (Будда также был аристократом и любителем) сделать ее доступной для всех желающих. В буддизме, особенно чань-буддизме (буддизме с китайской прививкой, основателем которого был индийский принц Бодхидхарма), упор сделан на развитие воли и интуиции, позволяющих подняться над интеллектуальными, эмоциональными и сенсорными стереотипами и являющихся основой творческого действия целостного существа. Будда (Озаренный) – это не только воплощенный Бог, но и духовное звание, уровень психического развития, потенциально присущий каждому.

Йога развивается и по сей день во многих странах, в том числе и нашей; в XX веке реконструкция Йоги Бхагавадгиты и синтез йог были осуществлены Шри Ауробиндо. Значение йоги для современной психологии оказалось столь велико, что можно рискнуть сформулировать следующий критерий: психология настолько конструктивна, насколько она сумела ассимилировать йогу.

Наивысшим достижением семитской психической культуры является Каббала, суть которой окончательно раскрыта в Евангелиях. Следует заметить, что большинство культурологов относит к семитской психической культуре не только иудаизм, но и христианство, и магометанство, правда, последние с арийской прививкой, особенно христианство. Это дало основание Вейнингеру назвать Христа первым арийцем среди евреев. Каббала, как впрочем и еврейский алфавит, – древнеегипетского происхождения, в ее основе лежат

Великие Арканы Таро, посвятительные символы жречества в основные тайны мира. Учение Христа раскрывает суть Аркана Нуль (тайны "Я"), синтезирующего все Великие Арканы и, соответственно, всю Каббалу, а жизнеописание Спасителя есть реализация так называемой нуль-магии, т.е. превосхождения всех частных законов кабальной магии логоса ("слова") посредством любви, которая является верховным Законом космоса (порядка).

Проповедь Христа, как и Будды, была любительской, а не профессиональной. С точки зрения профессионалов – священников иудейской церкви, – он был всего лишь талантливым еретиком и терапевтом. Однако в отличие от аристократической утонченности буддийской метафизики учение Христа было демократичным. Философская транскультурная реконструкция Великих Арканов Таро, включая и каббалистическую "науку о Боге, мире и человеке", была осуществлена в начале XX века Шмаковым.

Наивысшим достижением китайской психической культуры является И-цзин, суть которой сформулирована в Дао-дэ-цзине совершенномудрым Лао-цзы. Даосизм развивался в русле народной китайской психокультуры и вначале был растворен в ней. Путь (Дао) мира и человека виделся как Мистерия Перемен, как спонтанная комбинаторика всех действительностей и возможностей, где все случалось, подобно игре в кости (мысль, возмутившая Эйнштейна в основной философской дискуссии с Бором, большим поклонником даосизма).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38