Библиотека >> Смысл творчества

Скачать 251.24 Кбайт
Смысл творчества

Соловьевской идее «положительного всеединства» Бердяев придает персоналистическую трактовку, связывая перспективу становления Богочеловечества с личностным творческим актом. Так сохраняется и трагизм свободы, постулированный Достоевским.

[6] Ср.: «...Природа побеждается только подчинением ей» (Ф.Бэкон. Сочинения в 2-х томах. Т. 1, М., 1971. С. 83).

[7] Здесь, как и во всех предыдущих случаях, Бердяев, говоря об «экономической» природе науки, подразумевает ее приспособительный прагматизм.

[8] Здесь, как и во всех предыдущих случаях, Бердяев, говоря об «экономической» природе науки, подразумевает ее приспособительный прагматизм.

[9] Ценится, имеет ценность (нем.).

[10] До бесконечности (лат.).

[11] В данном случае Бердяев имеет в виду прагматизм как самостоятельное течение в западноевропейской и американской философии.

[12] «Творческая эволюция» (фр.).

[13] Вероятно, Бердяев имеет в виду следующую запись из дневника Достоевского 1881 г.: «Подставить ланиту, любить больше себя – не потому, что полезно, а потому, что нравится, до жгучего чувства до страсти. Христос ошибался – доказано! Это жгучее чувство говорит: лучше я останусь с ошибкой, со Христом, чем с вами» (Ф.М.Достоевский. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Т. 27. Л., 1984. С. 57).

[14] С помощью этих терминов Бердяев выражает одно из основных положений своей концепции моноплюрализма: познание имманентно бытию (эндосмос), но бытие трансцендентно познанию (экзосмос).

[15] «Ни одна другая религия, кроме христианства, не осознала, что человек есть творение высочайшее и, в то же время, наиболее ничтожное» (фр.).

[16] «Взирай человек, как в одном лице твоем смешано земное и небесное, и носишь ты в себе как земной, так и небесный образ: и затем претерпеваешь ты жестокую муку и несешь на себе уже адов образ, который прорастает в Божественном гневе из муки вечности» (нем.).

[17] Именем Гермес Триждывеличайший (греч. – Трисмегист) надписан корпус религиозно-философских, астролого-алхимических и оккультно-магических сочинений на греческом, латинском, коптском и древнеармянском языках, созданных в период с III в. до н.э. по III в. н.э. В этих сочинениях были выражены идеи одного из эзотерических течений эллинистической эпохи – герметизма.

[18] Тинктура (от лат. глагола tindere – окрашивать) – окрашивание.

[19] «Тогда Люцифер бежал, из покоя своей иерархии в вечное беспокойство» (нем.).

[20] Откр. 12: 1.

[21] «Я сам должен быть солнцем, я должен изукрасить моими лучами бесцветное море всего божественного» (нем.).

[22] «Лишь во Христе Бог существует как личность» (нем).

[23] Государство будущего (нем.).

[24] Это описание сущности марксизма свидетельствует о том, что с наследием К.Маркса Бердяев был недостаточно глубоко знаком. В «государстве будущего», по Марксу, уже нет классов и, разумеется, пролетариата, который является классом, освобождающим себя и одновременно все человечество от эксплуатации и социальиого неравенства.

[25] Отождествление марксизма с экономическим материализмом – еще одно свидетельство недостаточно глубокого знания Бердяевым марксовой концепции материалистического понимания истории, настаивающей на системном характере детерминации исторического процесса. Это отождествление, впрочем, было типичным для русской социально-экономической мысли и публицистики конца XIX – начала XX в.

[26] Jeourgia (греч. «богодействие») – «…белая магия неоплатоников, система упражнений и ритуалов, позволяющая «посвященному» стать как боги» (С.С.Аверинцев. Эволюция философской мысли // Культура Византии. IV – первая половина VII в. М., 1984. С. 57).

[27] Согласно точке зрения панентеизма, все сотворенное бытие пребывает в Боге, однако Бог не отождествляется с творением, сохраняя свою трансцендентную сущность.

[28] Позднее, уже в эмиграции, Бердяев по-иному оценивал социальную философию Маркса. «Замечательное учение о фетишизме, – полагал он, – есть экзистенциальная социология, которая видит первичную реальность в трудовой человеческой активности, а не в объективированных вещных реальностях или quasi-реальностях» (Николай Бердяев. Русская идея. Париж, 1971. С. 98).

[29] Имеется в виду главный герой драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».

[30] В тексте книги и в копии ЦГАЛИ, видимо, смысловая опечатка – «помощи».

[31] В данном случае Бердяев развивает тему, намеченную еще Г.С.Сковородой в учении о «сродности» как о «божественной в человеке силе» (см.: Г.С.Сковорода. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1973. С. 425).

[32] Строго говоря, «Логос» и «душа мира» – понятия древнегреческой философии. В христианском вероучении Логос был отождествлен со вторым лицом божественной Троицы – Христом. «Душа мира» остается одним из наиболее характерных символов-понятий неоплатонизма, отличающих его от христианства.

[33] От «virginitas» – девственность (лат.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145