Библиотека >> Стратегическая Психотерапия. Ступень I

Скачать 39.45 Кбайт
Стратегическая Психотерапия. Ступень I

Когда на ребенка или взрослого навешивают ярлыки: «больной с минимальной дисфункцией мозга», «алкоголик», «шизофреник», – это означает, что терапевт участвует в создании проблемы и может затруднить процесс изменения.
Терапевт, характеризующий семейную ситуацию с помощью фраз, типа «доминирующая мать и пассивный отец» или «симбиотические отношения между матерью и дочерью» создает проблемы, хотя он может считать, что он просто описывает проблемы, поставленные перед ним.
В зависимости от того, какой ярлык терапевт навесит на человеческую дилемму, он может кристаллизировать ее или сделать хронической.
Коллеги как часть проблемы.
Тема проблем, созданных специалистами, становится более очевидной, когда мы изучаем, как клиницисты могут стать частью представленной проблемы. Как терапевт определяет проблему, если он принимает на лечение молодого человека с диагнозом шизофрения, находящегося в психиатрической больнице? Терапевты уже двадцать лет считают, что социальной единицей в этом случае является молодой человек и его семья. Это необязательно предполагает, что семья является «причиной» шизофрении, но это предполагает, что проблема проявляется в семье, и семья – это самый лучший источник помощи для молодого человека. Именно туда он и отправится, когда его выпустят из больницы. Становится все очевиднее, что кроме семьи, в проблему включен и персонал психиатрической больницы, который распоряжается сроком выписки и медикаментами. Терапевт не может притворяться, что терапевтическая проблема заключается только в молодом человеке и его семье, когда решение о выписке находится в руках других людей и когда молодого человека в
[3]
любой момент могут напичкать лекарствами без разрешения терапевта. Точно так же, для проведения терапии с условно осужденным следует определить проблему таким образом, чтобы включить в нее, наряду с семьей и друзьями, офицера, осуществляющего надзор за осужденным, и суд. Когда тема социального контроля становится значимой, профессиональное окружение является частью предъявленной проблемы. В менее серьезных случаях терапевтической проблемой могут стать разногласия между специалистами, занимающимися семьей. Если разные терапевты встречаются с разными членами семьи, то они могут вести между собой «территориальную» борьбу по поводу того, кто в семье прав, а кто не прав. Следовательно, социальной единицей для терапевта является не только семья, но и коллеги-профессионалы.
Расширение социальной единицы.
Если терапевт рассматривает своих коллег-прфессионалов как часть проблемы, уже одно это вызывает беспокойство, но проблема может быть еще шире. Когда мальчик отказывается ходить в школу, его поведение можно определить как терапевтическую проблему. От терапевта ожидают, что он повлияет на ситуацию в семье и школе и сделает так, чтобы ребенок начал вести себя хорошо. Это довольно распространенная проблема. Но предположим, что эта школа находится в трущобах, и она настолько плохая, что терапевт может только одобрить нежелание молодого человека тратить время впустую. Таким образом, проблема не только в прогулах ребенка, но и в плохой школе. Если терапевт включает сюда и школу, то грань между терапией и социальной или политической деятельностью размывается.
Если терапевт начнет рассматривать проблему с социальной точки зрения, то ему трудно будет ограничить свое мышление только ребенком или школой, не включая сюда экономическую систему и социальные условия, в которых существует такая школа. Мальчик, отказывающийся ходить в школу, может реагировать на плохую школу или на проблемную семью. Но в чем бы ни заключалась проблема, она неотделима от того факта, что из-за экономической системы отец может быть хронически безработным, а мать может получать пособие на ребенка, что ведет к искажению семейной организации. Является ли терапевтической проблемой не только отдельная семья, плохая компания или школа, но и общество в целом? Хотя это очевидно, когда речь идет о бедных, но эти вопросы возникают и когда терапевт имеет дело с людьми из более обеспеченных слоев. Депрессия у женщины сама по себе может считаться проблемой, но терапевт может учесть и тот факт, что она жена администратора корпорации, который постоянно перевозит семью с места на место, чтобы не отстать в конкурентной борьбе.
Куда идешь, терапевт?
В попытках справиться с социальными проблемами терапевт может впадать в крайности. Он может относиться к проблеме, как будто она на
[4]
самом деле заключается в искаженном восприятии и интересоваться фантазиями клиента по поводу его социальной ситуации. Такой узкий подход уже больше не приемлем. Терапевт может впасть в другую крайность и определять все проблемы как экономические и культурные. Но тогда он должен становиться революционером, чтобы решить каждую проблему. Такой подход кажется непрактичным. Во-первых, терапевт должен иметь доказательства того, что в результате революции эта проблема будет решена в обществе, а во-вторых, клиенту придется жить в страдании, в ожидании, пока терапевт организует революцию.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23