Библиотека >> О загадке воображения, вопросах мировоззрения и неудачах самопознания

Скачать 26.7 Кбайт
О загадке воображения, вопросах мировоззрения и неудачах самопознания




Примечания:

1. Ф.Шлегелю принадлежит следующее высказывание: «Произведение оформлено, если оно четко ограничено повсюду, внутри же этих границ безгранично и неисчерпаемо, если оно вполне верно самому себе, повсюду одинаково и все же возвышается над самим собой» [9].

В другой работе говорится: «Каждое существо в природе и в искусстве, притязающее на совершенство, должно быть органическим, должно благодаря расчленению объединять в себе обе упомянутые составные части. Расчленение- это именно то, что выражает понятие завершенного внутри себя; это средство, благодаря которому в полноте сохраняется единство» [9].

По словам того же автора, единство лирического стихотворения предполагает

«не только единство настроенности чувства, выражений и образов, но также ритма и всего языка, короче говоря, полное созвучие всех частей ради единой цели, так что все стихотворение предстает в этой гармонии как один звук. Это составляет условие совершенства лирического стихотворения.» Единство в эпосе и драме несколько иного рода: «здесь царит единство многообразного и разнородного, органически целого, подобно единству в органических телах, растениях, животных и т.д.» [9].

2. Интересно, что в работах И.Канта встречается ответ на данный вопрос. В «Отрывках морального катехизиса» [13 ] помещен следующий диалог:

«1. Учитель. Каково твое самое большое, собственно говоря, все твое стремление в жизни?

Ученик (молчит).

Учитель. «Чтобы все и всегда было по твоему желанию и по твоей воле».

Надо признать, что молчание ученика в этой ситуации выглядит более глубокомысленным, чем формальное объяснение учителя, совершенно не принимающее в расчет постоянных конфликтов несовместимых определений воли, амбивалентности стремлений и прочих внутренних противоречий души человека.






Литература:

1. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Его же. Избранное в трех томах. Том 3. Калининград, Калининградское книжное издательство, 1998

2. Кант И. Критика чистого разума СПб, Тайм-аут, 1993

3. Рассел Б. История западной философии. Книга 3. Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 1994

4. Юм Д. Трактат о человеческой природе. М, Канон, 1995

5. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Его же. Сочинения в трех томах. Том 1. М, Мысль, 1985

6. Кант И. Критика способности суждения // Его же. Сочинения, том 5. М, Мысль, 1996

7. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Его же. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 2. Тбилиси, Мерани, 1991

8. Платон Государство // Его же. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. М, Мысль, 1994

9. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М, Искусство, 1983

10. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Его же. Сочинения в двух томах. Том 2. М, Мысль, 1990

11. Кант И. Критика практического разума // Его же. Сочинения. Том 4, часть 1. М, Мысль, 1965

12. Виндельбанд В. Избранное. М, Юристъ, 1995

13. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Его же. Сочинения, том 4, часть 2 М, Мысль, 1965

14. Джеймс У. Воля к вере М, Республика, 1997

15. Ницше Ф. Избранные произведения. Книга 2.М, Сирин, 1990

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16