Библиотека >> Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Скачать 32.03 Кбайт
Бессмертие человеческой личности как научная проблема



В этом отношении учение Востока о переселении душ как бы предвосхитило
за много веков воззрение, которое в этом отношении создается на основании
строго научных данных.

Мы приходим, таким образом, к идее социального бессмертия всякого
вообще человека. Это бессмертие необходимо и неизбежно вытекает из положения
о неисчезании энергии во внешнем мире, вследствие чего нервно-психическая
деятельность одного человека, как выражение энергии его центров, проявляясь
внешним образом в той или иной форме и воспринимаясь всеми окружающими, или
посредством особых органов, как своего рода трансформаторов, (16) служит
импульсом к возбуждению процессов в других существах и, следовательно, дает
тем самым толчок к новым их проявлениям во внешнем мире.

Таким образом идет беспрерывная передача энергии от одного лица к
другому и от старшего поколения к младшему из века в век, путем того, что в
обыденной жизни называется влиянием или взаимовлиянием, и которое обозначают
этим именем лишь тогда, когда вышеуказанная передача энергии от этого лица к
другому становится более или менее явной и очевидной; между тем в
действительности эта передача, хотя и не всегда заметна, но обязательна и
неизбежна каждую минуту и даже каждую секунду при общении человека с другими
людьми, причем влияние личности продолжается и после ее смерти.

Поэтому прав Надсон, восклицающий в поэтическом вдохновении:


Не говорите мне он умер - он живет,
Пусть жертвенник разбит, огонь еще пылает,
Хоть роза сорвана - она еще цветет,
Пусть арфа сломана - аккорд еще рыдает.

Из предыдущего ясно, что речь идет не о бессмертии индивидуальной
человеческой личности в ее целом, которая при наступившей смерти прекращает
свое существование как личность, как особь, как индивид, как уже говорилось
выше, а о социальном бессмертии ввиду неуничтожаемости той
нервно-психической энергии, которая составляет основу человеческой личности,
или, говоря философским языком, речь идет о бессмертии духа, который в
течение всей индивидуальной жизни путем взаимовлияния как бы переходит в
тысячи окружающих человеческих личностей, путем же особых культурных
приобретений (письмо, печать, телеграф обыкновенный и беспроволочный,
телефон, граммофон, те или другие произведения искусства, различные
сооружения и проч.) распространяет свое влияние далеко за пределы
непосредственных отношений одной личности к другой, и притом не только при
одновременности их существования, но и при существовании их в различное
время, то есть при отношении старших поколений к младшим. Можно сказать, что
личность всеми своими сторонами и индивидуальными особенностями как бы
переливается в целый ряд других личностей, с ней сосуществующих и за ней
следующих.

Вот почему в той мере, в какой жизнь человечества может считаться
вечной, могут и должны считаться вечно преемственными и все вообще
проявления человеческой личности. Поэтому понятие о загробной жизни в
научном смысле должно быть сведено, в сущности, к понятию о продолжению
человеческой личности за пределами ее. индивидуальной жизни в форме участия
ее в совершенствовании человека вообще и в создании духовной
общечеловеческой личности, в которой живет непременно частица каждой
отдельной личности хотя бы уже и ушедшей из настоящего мира, и живет не
умирая, а лишь претворяясь в духовной жизни человечества, иначе говоря,
бесконечного ряда человеческих личностей.

Нечего говорить, что каждая личность делает тот или иной, то больший,
то меньший, то положительный, то отрицательный вклад в общечеловеческую
духовную культуру своей деятельностью и своим трудом вообще, производя
созидательную или разрушительную работу, и это опять-таки заставляет
признать, что личность не уничтожается вместе со смертью, а, выявляясь в
течение всей жизни своими различными сторонами, живет и дальше, и живет
вечно, как известная частица в творениях общечеловеческой духовной культуры,
которая является слагаемой из производительного труда всех вообще отдельных
человеческих личностей.

В самом деле, разве творения Праксителя, Фидия, Микеланджело, Рафаэля,
Шекспира, Ньютона и других великих и менее крупных мастеров искусства и
науки не живут среди нас и разве не оживляются перед нами образы самих
творцов этих произведений? "Угасший гений - все же гений, он вечно мощен и
велик, над нами власть его творений и в нас не молкнет их язык".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18