Библиотека >> Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Скачать 32.03 Кбайт
Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Это случится через много
веков, но случится непременно, ибо законы, управляющие жизнью вообще и
жизнью человека в частности, столь же непреложны, как и законы, управляющие
движением небесных светил.

А так как идеалы всегда предвосхищают будущее, то мы, руководясь этими
идеалами и сами являясь носителями мировой энергии, будем стремиться к тому,
чтобы все в нашей жизни было проникнуто божественным духом, следовательно,
все общечеловеческое, гуманное и жертвенное нашло возможно полное отражение
в нашем собственном существе и тем самым служило бы созданию лучшего
человека в будущем. К созданию этого лучшего, т. е. морально более высокого
человека - будущего человеческого прогенератива и должны быть направлены все
наши усилия, сущность которых должна заключаться в непрерывном
совершенствовании своей собственной личности в соответствии с интересами
общечеловеческого коллектива и одновременно в совершенствовании общественных
форм человеческой жизни.

1918 г.

Академик В. М. Бехтерев.



--------------------------------------------------------------------------------

(1) Речь, сказанная на торжественном акте Психоневрологического ин-
ститута в феврале 1916 г. и первоначально напечатанная в "Вестнике
знания".

(2) Соловьев В. Оправдание добра. Предисловие.

(3) Лебон Г. Эволюция материи. СПб., 1911 г.

(4) См.: Бехтерев В. М. Вестн. Психологии. 1904. Объективная
психология. Вып. I. (1907), вып. II. (1910) и вып. III (1911). СПб. Общие
основания Рефлексологии; Обозр. Психиатрии. 1916 и 1917 гг. и отд.
изд. - Вестн. Знания. 1916 г.

(5) См.: Бехтерев В.М. Психика и жизнь. 2-е перераб. и доп. изд.
СПб., 1904 г. L'activite psychique et la vie. Paris. - Psyche und Leben.
Wiesbaden.

(6) Заслуживают внимания новейшие исследования, которые устанав-
ливают соотношения между принятой пищей и производимой человеком
механической работой (на велосипеде). Для этой цели человека помещали
в замкнутое пространство с неизменной температурой. Производимая им
механическая работа передавалась тем или другим механизмам, например
динамо-машине. При этом путем учета потребляемой пищи и производимой
полезной работы доказано, что человек дает работой своих мышц около
21% потребляемой им энергии, тогда как паровая машина, как известно,
дает не более 13% полезной работы. Люди с большей физической силой
дают еще больший процент полезной работы, а именно до 36%. Здесь,
конечно, не принята в расчет та энергия, которая идет на работу желез
и других внутренних органов (потоотделение, усиление сердцебиения
и пр.). Только что приведенные факты объясняются, с одной стороны,
большим совершенством человеческой машины, преимущество которой
состоит в том, что изнашивание человеческой машины чинится самой же
машиной, с другой - тем обстоятельством, что энергия наших центров,
дающая импульс движению, образуется, собственно, не столько путем
трансформации питательного материала - крови, сколько путем транс-
формации разнообразных внешних влияний на воспринимающие органы
и постоянно присутствующего запаса энергии в центрах.

(7) Бехтерев В.М. Обозрение психиатрии. 1896. Neurol Centr. 1896.

(8) Бехтерев В. М. Психика и жизнь. СПб.

(9) Энергетическое учение в применении к нервно-психической деятель-
ности за последнее время кроме меня развивалось с различных точек
зрения Lassvitz'ем, Гротом, Краинским и др.

(10) О том же предмете сделан доклад профессором Хвольсоном в Пет-
роградском Философском обществе в марте 1916 г.

(11) Друммонд Г. Прогресс и эволюция человека. С. 373.

(12) Бехтерев В. М. Психика и жизнь. СПб. Psuche und Leben.
Wiesbaden. L'activite psychique et la vie. Paris. Мысли, изложенные в
этом сочинении об эволюцинном монизме, а также и мои взгляды, изло-
женные мной в прениях по тому же предмету в данных обществах, особ.
в Р. Общ. норм. и пат. психологии, нашли свое отражение и в философской
литературе. (См. по этому поводу у К.Ф. Жакова в позднейших его
работах.)

(13) Друммонд Г. Op cit. С. 273-274

(14) Может быть, этот кругооборот, понятие о котором было доступно и
народам древности, и послужил к созданию учения о переселении душ.

(15) Ф р е и х т е р с л е б е н. Гигиена души. С. 21.

(16) См.: Бехтерев В М Обозрение психиатрии. 1896, а также Neur.
Centralbl. Тот же год.

(17) Кроме сделанных уже выше указаний о социальной наследственности
см. мой труд "Объективно-психологический метод в применении к изу
чению преступности". СПб. Отд. изд. 1912.

(18) См.: Бехтерев В.М. Значение гормонизма и социального отбора
в эволюции организмов // Природа.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18