Библиотека >> Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Скачать 32.03 Кбайт
Бессмертие человеческой личности как научная проблема



Таким образом, мы можем сказать, что жизнь, согласованная с
социальностью, есть совершенствование, а следовательно, и добро.

Но жизнь есть неизбежное и неустранимое явление в мировом процессе,
являющееся результатом определенного сочетания энергий. При этом никакие
вообще планетные катаклизмы не могут прекратить окончательно жизни в мировом
пространстве, ибо, исчезнув на одной планете, она воскресает на другой
планете при соответствующих условиях и опять развивается по установленным
законам естественного и социального отбора (19), приводя к физическому и
моральному совершенствованию живых существ. Отсюда должно быть ясно, что
стремление к добру существует вечно, как вечна и сама жизнь.

И прав поэт К. Р., воспев любовь как вечное животворящее начало:


Пусть говорят, как все в творенье,
С тобой умрет твоя любовь, -
Не верь во лживое ученье:
Истлеет плоть, остынет кровь,
Угаснут в срок определенный
Наш мир, а с ним и тьмы. миров,
Но пламень тот. Творцом возженный,
Пребудет в вечности миров.


В заключение заметим, что закон эволюции заставляет нас искать
первоначальные корни современной человеческой жизни не только в
доисторической эпохе, относящейся к первоначальному периоду существования
человека, но в период первоначального развития органической жизни на Земле,
в первом зачатке появившейся на земном шаре живой материи. Так как, с другой
стороны, последняя является сложным продуктом энергии, то начало
человеческой жизни, а следовательно, и духа должно искать в той самой
мировой энергии, которая служит началом всего видимого и невидимого мира.

Эту истину инстинктивно признавали уже древние народы, поклоняясь
солнцу и свету, т. е. той энергии, которая является живительным началом для
нашей планеты. Современная научная мысль идет в том же направлении, но она
устремляет свои взор дальше воззрений мудрецов древности, видя не в солнце
только, этом живительном светиле нашей планеты, начало всех начал, а в той
мировой энергии, которая служит основой мироздания и началом всего сущего, в
том числе и самого солнца.

Но и в видимом нами мире, доступном нашему уму, нет ничего абсолютного,
ибо существа мира мы не знаем, а постигаем только отношения в нем и разные
их формы. Энергии, какие мы знаем, также не представляют сами по себе
чего-нибудь абсолютного, форма энергии - это принятие, выражающее
количественное отношение видимых и осязаемых вещей, но существа самой
энергии мы все же не знаем. Оно для нас непостижимо. Тем не менее мы знаем,
что мировая энергия в конце концов дает начало высоким моральным достижениям
человеческой личности. Когда вся она отдается на бескорыстное служение
другим и в особенности всему человечеству до самозабвения, до уничтожения
своих личных интересов, мы признаем ее достойной обожествления ввиду
приближения ее к высшему моральному идеалу, именуемому Богом.

Наивное религиозное воззрение непременно представляет себе Бога в
человеческом образе. Но ведь это есть антропоморфизм, недопустимый с
логической точки зрения. Какое основание именно представлять Бога в
человеческом образе? Не только не необходимо, чтобы Бог - духовное начало,
уподоблялся физическому образу человека, каковым его рисует человеческое
воображение, но и должно быть логически исключаемо.

Правда, человек согласно религиозному воззрению создан "по образу и
подобию" божества, и это не противоречит научному воззрению, ибо иначе не
было бы никакого соотношения между человеком и высшим добром или богом, и
человек перестал бы искать Бога. Но соотношение здесь предполагается
духовное, т. е. которое в человеке может быть признано проявлением высшего
духовного начала, идущего в соответствии с социальностью. А если это так, то
ни о каком совпадении внешних форм человека и божества не может быть и речи.
В конце концов и христианское учение, олицетворяя в образе Христа
Богочеловека, признает в нем божественной не физическую природу, а его
духовную сторону, иначе говоря, eго учение, полное высших и недосягаемых
моральных ценностей, и его деятельность как действенное их осуществление и
лучшее отражение мировой энергии.

С совершенствованием человеческой личности связан и тот божественный
принцип, который обеспечивает существование добра на земле, проникающего
жизнь в различных ее проявлениях и являющегося в высших своих формах венцом
мирового прогресса. Вот почему можно не только верить и питать надежду, но и
высказать убеждение, что мировой процесс, двигаясь по тому же пути, приведет
в конце концов путем прогенерации человеческого рода к созданию того высшего
в нравственном смысле человеческого существа - назовем его прогенеративом -
которое осуществит на земле царство любви и добра.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18