Библиотека >> Алфавит духовный

Скачать 88.39 Кбайт
Алфавит духовный

Вся Христова жизнь во плоти была терпение и страдание. И ученики Его окончили жизнь свою в скорби и гонении: одни – в скорбях и гонениях, другие – в изгнании и отнятии имущества, иные – в болезни и ранах, иные – в алчбе и жажде и в крайней нищете: проидоша в милотех и козиих кожах, лишении, скорбяще, озлоблены, ихже не бе достоин весь мир в пустынях скитающеся, и в горах и в вертепах и пропастех земных, как говорит апостол (Евр. зач. 330). И никто в мире сем не живет без печали, ибо от смерти к жизни невозможно иначе перейти, как только таким образом. Не источается вино, или елей, или воск, как только при сжимании точила (станка), и никакое доброе дело не совершается, как только в подвиге и трудах. Все праведники убелили ризы свои в великой скорби и страданиях – омыли одежды свои в крови агнчей, говорит Тайновидец (Апок. 7,14).

Не будь страшлив и маловерен, боясь скорби и терпения – да не постыдишься в будущей жизни. Не бойся скорби и терпения, имея себе помощником Бога, все содержащего, – да не будешь осмеян, как дитя. Не убойся, сказано, от убивающих тело, души же коснутися не могущих; но мужайся и крепись, как муж совершенный, и – будь победителем: побеждали бо, сказано, наследит вся, и буду ему в Бога, и той будет Мне в сына. Страшливым и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящим и чары творящим, идоложерцем, и всем лживым, часть им во езере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Апок. 21), сказал Господь.

Во всяком случае, не гневайся на оскорбляющих тебя и не скорби, если кто тебя чем-либо оскорбил, но лучше в покаянии и смирении молись Богу, ибо не напрасно Бог попустил сие на тебя, а для твоего исправления и смирения. Безумен тот, кто оскорбляется на воспитателя или наставника, ведущего его к исправлению. Не скорби, если и без причины от кого-нибудь терпишь что-либо, но сознавай себя заслуживающим того – терпи сие с благодарностию, как некую цельбу для души твоей. Ибо лучше претерпевать что-либо без вины, нежели терпеть заслуженно; лучше терпеть несправедливо, чем по правде; лучше здесь, чем там. Лучше тебе потерпеть от кого-либо Бога ради, нежели кому-либо потерпеть от тебя, ибо не великое дело, если ты сотворишь кому-нибудь зло, но то великое дело, если ты Бога ради от кого-либо без причины претерпишь что-нибудь злое. Если ты терпишь что как виноватый, то нет тебе похвалы; если же терпишь без всякой вины – правды ради, то ты блажен: коя бо похвала, аще согрешающе мучимы терпите? но аще добрая творящее, и страждуще терпите, сие угодно пред Богом, на сие бо и звани бысте, говорит апостол (1 Пет. зач. 58).

Терпение имейте ко всем, ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки, не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу, писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь (Рим. зач. 110). "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром", – говорит апостол. Если один будет зол, то другой да будет добр. Если одни безумен, то другой да будет разумен. Если же оба будут безумны, оба злы (яры), то зло будет несокрушимо – будет непримиримая вражда. Терпения имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование, говорит апостол (Евр. зач. 326). Когда мы – самолюбием и самоугодием – помрачаемся, то скорбию и терпением уясняемся. Когда – честию и славою – возносимся, то бесчестием и клеветою человеческою смиряемся. Когда прахом сладострастия и плотоугодия оскверняемся (посыпаемся), то уничижением и поношением очищаемся (отираемся). Потому не слишком раздражайся на оскорбляющего тебя, но больше сердись на грех свой, возбуждающий на него сердце твое.

Терпеть Христа ради – больше всех подвигов и добродетельных деланий, а не терпеть ничего – значит явно творить все злое, и, во всяком случае, таковой чужд благодати Господней. Думаю, что если кто в каком-либо мнимо добром деле не имеет препятствия и скорби, то явно, что дело его еще не Богоугодно и бесу не противно. Но быть всегда в терпении и скорбях Бога ради – сие одно может соединить нас с Богом, прочее же не известно. Итак, благодарно претерпевши все скорбное Бога ради, получишь от Господа вечное блаженство – увенчаешься на земле живых. Не избегай же терпения и скорбей, ибо ими входишь в истинный разум. Не бегай от терпения и скорбей, ибо ими очищаешься от грехов. Не кичись гордынею и не разливайся в плотских сластях – да не уподобишься жене, сидящей на звере любодеяния и всяких временных сластей и глаголющей: се сежу царицею и вдова несмь, и рыдания не имам видети. Но абие придут на ню вся злая, и погибель ея всем открыется, говорит Тайновидец (Апок. 18).

Но сам себя не предавай напасти – не подвергай себя искушению, а молись ко Господу, говоря: "Не введи мя, Господи, во искушение, но избави мя от лукаваго!". На эту мысль, чтобы не подвергать себя самопроизвольно напастям, наводит пророк, когда говорит: не даждъ во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй Израиля (Пс. 120). Не слишком ты желай напасти, чтобы потом претерпеть ее.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49