Библиотека >> Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
Скачать 62.55 Кбайт Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
Например, рассматривая в последующих главах этой книги игры, мы обнаружим, что многие люди склонны вступать между собой в болезненные взаимодействия и продолжают делать это опять и опять. В самом деле, почему мы продолжаем делать это, если это нам так неприятно? Теория сценария дает следующий ответ: мы делаем это, чтобы подкрепить свой сценарий и способствовать его осуществлению. Действуя по сценарию, мы неотступно придерживаемся наших младенческих решений. Когда мы были маленькими, эти решения представлялись нам наилучшими из возможных путей к выживанию и удовлетворению наших потребностей. Будучи взрослыми, мы в состоянии Ребенка все еще продолжаем считать, что так оно и есть. Сами того не сознавая, мы стремимся организовать мир так, чтобы создать видимость оправданности наших ранних решений. Действуя по сценарию, мы пытаемся разрешить свои взрослые проблемы с помощью младенческих стратегий. Это с необходимостью приводит к тем же результатам, что и в детстве. Получая эти неприятные результаты, мы можем сказать себе в состоянии Ребенка: "Да. Мир именно таков, как я считал". И подтверждая таким образом оправданность наших сценарных верований, мы можем каждый раз еще на шаг приблизиться к развязке нашего сценария. Например, будучи ребенком, я мог решить: "Со мной что-то не так. Люди отвергают меня. В конечном счете мне судилось умереть в печали и одиночестве". Став взрослым, я могу осуществлять этот план жизни, делая так, чтобы меня отвергали снова и снова. С каждым таким отвержением я отмечаю для себя еще одно "подтверждение" того, что заключительная сцена моего сценария – одинокая смерть. Неосознанно я могу верить в магическую силу своего представления, верить, что если я доиграю до его до конца, Мама с Папой изменятся и наконец полюбят меня. Сценарий как "магическое решение" Сценарий предлагает магическое решение основного вопроса, который остался не решен в детстве: как добиться безусловной любви и принятия. Нам довольно трудно избавиться от такого рода магических представлений во взрослом возрасте, так как в детстве мы часто отождествляли себя со сказочными персонажами и в нашей фантазии запечатлелось, что если мы сможем уподобить ход своей жизни сказке, то в конце ее также сможем "с тех пор жить счастливо". Проблема, однако, состоит в том, что сказки вводят детей в заблуждение. Они учат, что если ты хочешь, чтобы с тобой случилось что-то хорошее, нужно сперва заслужить это, побывав в роли достаточно серьезной жертвы. Например, если вы хотите выйти замуж за принца, перед вами открывается ряд любопытных возможностей. Вы можете тяжко работать, страдая от унижений, а затем сидеть в золе и плакать, ожидая, пока ваша бабушка-фея не соизволит явиться и отправить вас на бал. Или вы можете съесть отравленное яблоко, или уколоть палец об отравленное веретено, а затем ждать, пока не соизволит явиться какой-нибудь парень, который не прочь целовать мертвых женщин. Или вы можете быть заключены в башню, отращивать длинные волосы и ждать, чтобы явился некто, занятый поиском женщин, изолированных от общества. Вы также можете заняться целованием жаб или попытками превращать чудовищ в принцев. Если вы хотите жениться на принцессе, перед вами открываются не менее привлекательные возможности. Вы можете заняться целованием мертвых женщин или поиском женщин в местах лишения свободы. Вы также можете попытаться искать женщин, которые от вас удирают или ведут себя подобно жабам или чудовищам. Если вы хотите в конце концов добиться успеха и ладно выглядеть, для начала вам следует стать уродом, и чтобы над вами все смеялись. Положительное значение сказок состоит в том, что они дают детям ощущение власти и контроля над своей жизнью, когда те ощущают свою полнейшую беспомощность. Они предлагают магическое решение проблемы, которое на самом деле не работает; но эта вера в магию позволяет ребенку по крайней мере выжить в ситуации, которая в противном случае представлялась бы ему совершенно безнадежной. В последующей взрослой жизни Ребенок в нас и дальше верит в магию и пытается заставить ее работать. Если чудо никак не происходит, это может говорить о том, что мы недостаточно страдали и еще не заслужили избавления. Путь к выходу из сценария лежит через отказ от этой веры в совершенное устройство мира. Вместо этого мы можем привлечь к разрешению наших проблем своего Взрослого и выяснить, как удовлетворять эти потребности в мире, где, несмотря на все его несовершенство, есть место для радости и красоты. Сценарий как "защита от катастрофы" Существует еще одна причина, по которой люди так крепко держатся за свои сценарные верования. Предположим, я обнаружил возможность вести себя, думать и чувствовать так, что это не соответствует моему сценарию. В состоянии Ребенка это воспринималось бы мною как отказ от "магического решения", что, по-видимому, уже само по себе нехорошо. Однако это предполагало бы также, что мне придется встретиться лицом к лицу с тем, чего я боюсь, и от чего меня должны были оградить те последствия магии, на которые я до сих пор надеялся. | ||
|