Библиотека >> Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
--------------------------------------------------------------------------------
Йен Стюарт, Вэнн Джойнс ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ как мы пишем историю своей жизни Ian Stewart, Vann Joines. TA Today (Part IV) Lifespace Publishing. Nottingham and Chappel Hill, 1987 -------------------------------------------------------------------------------- ПРИРОДА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ Природа и определение жизненного сценария Происхождение сценария КАК СЦЕНАРИЙ ВОПЛОЩАЕТСЯ В ЖИЗНЬ Выигрышный, проигрышный и безвыигрышный сценарий Сценарий в жизни взрослого человека Почему важно понимать сценарий ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ Жизненная позиция у взрослых: ОК-Участок ОК-Участок и личностные изменения СЦЕНАРНЫЕ ПОСЛАНИЯ И МАТРИЦА СЦЕНАРИЯ Сценарные послания и младенческое восприятие Виды сценарных посланий Матрица сценария ЗАПРЕТЫ И РЕШЕНИЯ Двенадцать запретов Эписценарий Как решения связаны с запретами Антисценарий РАЗВИТИЕ СЦЕНАРИЯ Шесть схем развития сценария Комбинация разных схем развития сценария Откуда берутся сценарные схемы Преодоление сценарных схем ДИРЕКТИВЫ И МИНИСЦЕНАРИЙ Как распознавать директивное поведение Главная директива Директивы и схемы развития сценария Директивы и жизненная позиция Пять дозволений Происхождение директив Минисценарий Четыре мифа © Русский перевод Владимира Данченко (2:463/192.21), 2000 ------------------------------------------------------------------------------- Глава 10 ПРИРОДА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами. Вы начали писать ее с момента рождения. К четырем годам вы решили, каким будет в общих чертах ее сюжет. К семи годам ваша повесть была в основном завершена. С семи до двенадцати вы шлифовали ее, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свою повесть, придав ей более реалистичные черты. Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и конец. В ней есть свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи. В ней есть основной сюжет и побочные сюжетные линии. Она может быть комичной или трагичной, захватывающей или скучной, воодушевляющей или бесславной. Теперь, будучи взрослыми, вы уже не помните о том, как начинали писать свою повесть. Возможно, вы не подозревали до сего момента, что писали ее вообще. Но даже не сознавая этого, вы скорее всего воспроизводите ее в своей жизни – повесть, которую сочинили много лет назад. Эта повесть представляет собой сценарий вашей жизни, жизненный сценарий. *** Предположим теперь, что вы действительно написали повесть, сюжетом которой является ваша жизнь. Возьмите ручку и бумагу и ответьте на приведенные ниже вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первое, что приходит в голову. Как называется ваша повесть? Какая это повесть? Счастливая или печальная? Победная или трагичная? Интересная или скучная? Скажите об этом своими словами, записывая их сразу, как только они вам приходят. Опишите в нескольких предложениях заключительную сцену: чем заканчивается ваша повесть? Сохраните свои ответы. Вы сможете обращаться к ним по мере дальнейшего чтения этой главы, посвященной рассмотрению природы жизненного сценария. *** В повседневной практике жизненный сценарий в ТА обычно называют просто сценарием. ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Постепенно концепция сценария стала одной из важных частей теории ТА и в настоящее время является, наряду с моделью личности, основанной на состояниях Я, центральной идеей ТА.[1] В работе Принципы группового лечения Берн определил жизненный сценарий как "неосознаваемый план жизни". Позже, в книге Что вы делаете после того, как сказали “привет”, он дал более полное определение: "План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала". Чтобы глубже понять, что такое сценарий, давайте подробно рассмотрим, из чего складываются приведенные выше определения. Сценарий – это план жизни Мысль о том, что детские впечатления отражаются в дальнейшем на ходе жизни взрослых людей, занимает центральное место не только в ТА, но и во многих других направлениях психологии. Отличительная особенность теории сценария ТА состоит в указании на то, что ребенок составляет именно определенный план своей жизни, а не просто общие представления о мире. Согласно данной теории, этот план составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенными началом, серединой и концом. Сценарий ведет к развязке Другой отличительной особенностью теории сценария служит утверждение, согласно которому план жизни "завершается так, как было решено с самого начала". | ||
|