Библиотека >> Мистицизм и логика.
Скачать 25.77 Кбайт Мистицизм и логика.
Примечания 1. Юм, Дэвид (1711-1776) - английский историк, экономист и философ, представитель агностицизма. Известен трудами: "Трактат о человеческой природе" (1739-1740), "Эссе: моральные и политические" (1741-1742), "Опыт исследования принципов морали" (1751), "Политические дискурсы" (1752), "Опыт исследования человеческого понимания" (1758). Более всего Юм известен как историк, написавший восьмитомную "Историю Англии" (1753-1762). В 1761 г. все его сочинения были занесены в "Индекс запрещенных книг". 2. Блейк, Уильям (1757-1827) - английский поэт и художник, мистик. Известен своими сборниками: "Поэтические наброски" (1783), "Песни невинности" и "Песни опыта" (1789-1794), поэмами "Мильтон" (1808) и "Иерусалим" (1804-1820) и рядом других работ. Как художник известен прежде всего иллюстрациями к Книге Иова (1826). Мистические идеи выражены в книгах "Брак рая и ада" (1793), а также в ряде других работ, многие из которых остались незаконченными. 3. Гераклит Эфесский (520-460 до н. э.) - древнегреческий философ, один из основателей диалектики. Сохранилось более ста фрагментов - в основном в виде цитат в произведениях позднейших авторов. Философ настаивал на том, что в мире, управляемом логосом (универсальной формулой всех вещей), проявляется связь и борьба противоречий; и это делает мир единой и познаваемой системой. 4. Платон (428 или 427 - 348 или 347 до н.э.) - древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа. Около 387 г. до н. э. основал школу, получившую название Академии. Автор многочисленных трудов, написанных главным образом в форме диалога. Учение Платона оказало значительное влияние на дальнейшее развитие философии. Важнейшие произведения: "Государство", "Теэтет", "Федон", "Протагор", "Парменид" "Филеб", "Тимей", "Законы". 5. Главкон - один из участников диалога Платона "Государство". 6. Сократ (470/469-399 до н. э.) - древнегреческий философ, учитель Платона. Осужден на смерть в 399 г. до н. э.- история последних часов жизни Сократа описана в диалоге Платона "Федон", а процедура суда - в "Апологии" Ксенофонта. Сократ ничего не написал за свою жизнь, и о его воззрениях мы узнаем главным образом из сочинений Платона, где Сократ выступает олицетворением философии. Сократа интересовали главным образом нравственные вопросы: философ считал, что происхождение и строение мироздания непостижимы, поэтому философия должна заниматься "житием" человека. Он был противником всякого догматизма и выступал против лекций как формы обучения, предлагая заменить их беседами или спорами. Методом философии он считал "диалектику" - искусство спора и способ нахождения истины. 7. Парменид из Элеи (около 540 - около. 470 до н.э.) - древнегреческий философ, современник Гераклита и его оппонент, считается основателем метафизики. Учение Парменида изложено в поэме "О природе", 160 строк из которой сохранилось в виде цитат у Секста Эмпирика, Симплиция и других позднейших авторов. Учение Парменида оказало влияние на всю древнегреческую философию, особенно на концепции Левкиппа и Демокрита, Платона, софистов, Зенона Элейского. 8. Имеются в виду английские последователи Гегеля - Д. Стирлинг, Т. Грин, Э. Керд, Ф. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт и другие. Неогегельянство существовало в это же время в США, Италии, Германии, России, Франции. 9. Спиноза, Бенедикт (1632-1677) - голландский философ, главные работы: "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика" (издана посмертно в 1677). Основной задачей философии, согласно Спинозе, является разработка этики. Свободный человек, по мнению философа, сознает необходимость всех вещей, происходящих в мире, и подчиняет аффекты руководству разума. "Богословско-политический трактат" представляет собой одну из первых попыток историко-критического рассмотрения Библии. 10. Романтизм - идейное и художественное движение, возникшее в Европе на рубеже XVIII и XIX вв. Романтики противопоставляли себя традиционному "классицизму" с его "простотой", "прямотой", "благородством" и идеалами совершенствования. В "классицистском" произведении автор не выражен: он не показывает своего отношения к предмету, своих эмоциональных переживаний и жизненной игры. Романтик, напротив, выражает себя в своих произведениях и таким способом стремится найти "тайну духа". "Желание или каприз поэта, - писал Ф. Шлегель, не допускает над собой закона". | ||
|