Библиотека >> Мистицизм и логика.
Скачать 25.77 Кбайт Мистицизм и логика.
От физика
или химика не требуют сегодня доказательств этической значимости ионов и атомов;
биолог не должен доказывать полезность растений и животных. В донаучные эпохи
было иначе. Астрономия, например, изучалась потому, что люди верили в астрологию:
считалось, что движения планет оказывают самое прямое влияние на жизнь человеческих
существ. Возможно, что, когда такие взгляды стали угасать и появилось незаинтересованное
изучение астрономии, многие, для кого именно астрология была захватывающе интересна,
решили, что астрономия имеет слишком отдаленное отношение к человеку, чтобы
стоило ею заниматься. Физика - например, в "Тимее" [17] Платона -
изобиловала этическими понятиями: к числу важнейших ее задач относилось доказательство
того, что Земля заслуживает восхищения. Современного физика, напротив, - хотя
он вовсе не отрицает, что Земля восхитительна, - совершенно не заботят, как
физика, ее этические атрибуты: он стремится разыскивать факты, а не рассуждать,
хороши они или плохи. В психологии научный подход установился позднее и с большими
трудностями, чем в физической науке: естественно было полагать, что человеческая
природа либо добра, либо зла и что различие между добром и злом, столь фундаментальное
в сфере практической деятельности, должно иметь значение также и в теории. И
только в прошлом столетии сформировалась этически нейтральная психология; и
здесь точно так же этическая нейтральность оказалась существенно важной для
научного прогресса.
В философии до сих пор к этической нейтральности стремились редко и еще реже ее достигали. Люди помнили о своих желаниях и судили о философиях, примеряя их к себе. Вытесненное из частных наук убеждение, что понятия добра и зла дают ключ к пониманию мира, обрело пристанище в философии. Но даже из своего последнего убежища эта вера должна быть изгнана, если философия не хочет оставаться просто приятным мечтанием. То, что счастье раньше находит тот, кто его не ищет, - тривиальная истина; вполне возможно, что это верно и в отношении добра. В сфере мышления, во всяком случае, те, кто забывают о добре и зле и ищут только факты, найдут добро скорее, чем те, для кого мир искажен их собственными желаниями. Мы возвращаемся, таким образом, к парадоксу: философия, не стремящаяся навязать миру свое собственное понимание добра и зла, не просто ближе к истине; она - следствие более высокой этической позиции, чем та, которая - подобно эволюционизму и более традиционным системам - непрерывно оценивает Вселенную и хочет найти в ней воплощение сегодняшних идеалов. В религии и во всяком глубоком и серьезном воззрении на мир и человеческую судьбу есть какое-то смирение, осознание того, что человеческая власть имеет пределы, - и этого-то как раз не хватает современному миру, с его быстрыми успехами в материальной сфере и его дерзкой верой в безграничные возможности прогресса. Тот, кто любит свою жизнь, тот ее и потеряет: есть опасность, что из-за слишком самонадеянного жизнелюбия сама жизнь потеряет многое из того, что придает ей наивысшую ценность. Смирение, которое религия внушает действию, в сущности, близко по духу к тому смирению, которому учит наука; и этическая нейтральность, с помощью которой достигались научные победы, есть результат именно этого смирения. Добро, о котором нам нужно помнить, - это добро, творить которое в нашей власти; добро в нашей собственной жизни и в нашем отношении к миру. Настойчивое требование осуществлять благо во внешнем мире является формой самоутверждения, которая, не принося желаемого внешнего блага, может серьезно навредить подвластному нам внутреннему благу и разрушить то уважение к факту, которое соединяет в себе одновременно и все ценное, что есть в смирении, и все полезное, что есть в научном складе ума. Человеческие существа не могут, конечно, полностью выйти за пределы человеческой природы; что-то субъективное, хотя бы сам направляющий наше внимание интерес, всегда остается в нашем мышлении. Но научная философия подходит к объективности ближе, чем любое другое человеческое стремление, и дает нам, следовательно, самую тесную, постоянную и интимную связь с внешним миром, какой только можно достигнуть. Для примитивного ума всякая вещь либо друг, либо враг: но опыт доказывает, что с помощью только дружелюбия или вражды мир понять невозможно. Научная философия, таким образом, представляет собой - пусть сама она находится пока что в зародышевом состоянии - форму мышления более высокую, чем любая донаучная вера или воображение; как всякая попытка самотрансценденции, она получает в качестве вознаграждения более широкий взгляд на мир. Эволюционизм, хотя и обращается к отдельным научным фактам, не способен быть истинно научной философией, потому что он раб времени, поглощен этическими вопросами и интересуется преимущественно земными делами и человеческой судьбой. Истинно научная философия скромнее, она требует большего усилия и постепенности, меньше предлагает внешнего обманчивого блеска, не льстит ложным надеждам; она безразличнее к судьбе и способна принимать мир таким, каков он есть, не тираня его нашими по-человечески изменчивыми требованиями. | ||
|