Библиотека >> Казус Вагнер.
Скачать 29.03 Кбайт Казус Вагнер.
Христианин хочет освободиться
от себя. Le moi est toujours haissable. - Аристократическая мораль,
мораль господ, наоборот, коренится в торжествующем Да себе - она
есть самоподтверждение, самопрославление жизни, она также нуждается в возвышенных
символах и приемах, но лишь "потому, что ее сердце слишком полно".
Все прекрасное, все великое искусство относится сюда: сущность
обоих - благодарность. С другой стороны, от нее нельзя отделить инстинктивного
отвращения к decadents, насмешки, даже ужаса, вызываемого их символикой:
это является почти ее доказательством. Знатный римлянин смотрел на христианство
как на foeda superstitio; напомню о том, как относился к кресту последний
немец с аристократическим вкусом, Гете. Тщетно искать более драгоценных,
более необходимых контрастов Примечание
3 ...
- Но такая фальшь, как фальшь байрейтцев, не является нынче исключением. Все мы знаем неэстетическое понятие христианского юнкерства. Эта невинность среди контрастов, эта "чистая совесть" во лжи скорее современна par excellence, этим почти определяется современность. Современный человек представляет собою в биологическом отношении противоречие ценностей, он сидит между двух стульев, он говорит сразу Да и Нет. Что же удивительного, что именно в наше время сама фальшь становится плотью и даже гением? что Вагнер "жил среди нас"? Не без основания назвал я Вагнера Калиостро современности... Но все мы неведомо для себя, против воли носим в себе ценности, слова, формулы, морали противоположного происхождения, - мы, если нас рассматривать с физиологической точки зрения, фальшивы... Диагностика современной души - с чего начала бы она? С решительного вонзания ланцета в эту инстинктивную противоречивость, с высвобождения ее противоположных ценностей, с вивисекции, произведенной над ее поучительнейшим казусом. - Казус Вагнер для философа счастливый казус, это сочинение, пусть слышат это, внушено благодарностью...
1) Примечание. Было истинным несчастьем для эстетики, что слово "драма" всегда переводили слоном "действие". Не один Вагнер заблуждается в этом; заблуждаются еще все; даже филологи, которым следовало бы знать это лучше. Античная драма имела в виду великие сцены пафоса - она исключала именно действие (переносила его до начала или за сцену). Слово "драма" дорического происхождения, и по дорическому словоупотреблению оно означает "событие", "историю", оба слова в гиератическом смысле. Древнейшая драма представляла местную легенду, "священную историю", на которой покоилась основа культа… 2) Примечание. - Был ли Вагнер вообще немцем? Есть некоторые основания для такого вопроса. Трудно найти в нем какую-нибудь немецкую черту. Как великий учащийся, каким он был, он научился подражать многому немецкому - вот и все. Его натура даже противоречит тому, что до сих пор считалось немецким, - не говоря уже о немецкой музыке! - Его отец был актер по фамилии Geyer. Geyer - это уже почти Adler... То, что до сих пор циркулирует в обществе в виде "Жизни Вагнера", есть fable convenue, если не нечто худшее. Признаюсь в своем недоверии ко всему, что засвидетельствовано только самим Вагнером. У него не хватало гордости для какой-либо правды о себе, никто не был менее горд; он совершенно так же, как и Виктор Гюго, остался верен себе и в биографии, - он остался актером. 3) Примечание: О противоположности "аристократической морали" и "христианской морали" говорила впервые моя "Генеалогия морали": быть может, нет более решительного поворота и истории религиозного и морального познания. Эта книга, мой пробный камень для того, что родственно мне, имеет счастье быть доступной лишь самым высоким и строгим умам: у остальных не хватает для этого ушей. Надо обладать страстью в таких вещах, где ею никто нынче не обладает... | ||
|