Библиотека >> Казус Вагнер.
Скачать 29.03 Кбайт Казус Вагнер.
Эта альтернатива наводит на размышления: именно, она заключает
в себе казуистику относительно ценности двух случаев. "Фальшиво по
отношению к нам": против этого протестует инстинкт большинства - оно
не хочет быть обманутым; я лично, конечно, все-таки предпочел бы этот тип
другому ("фальшиво по отношению к себе"). Это мой вкус. - Говоря
понятнее, говоря для "нищих духом": Брамс - или Вагнер... Брамс
не актер. Можно подвести добрую часть других музыкантов под понятие Брамс.
Не скажу ни слова об умных обезьянах Вагнера, например о Гольдмарке: с
"Царицей Савской" человеку место в зверинце - можно позволять
себя показывать. - Нынче могут создавать хорошо, создавать мастерски только
маленькое. Только тут возможна честность. - Но ничто не может излечить
музыку в главном, от главного, от фатальности быть выражением физиологического
противоречия, - быть современной. Самое лучшее обучение, самая совестливая
выучка, принципиальная интимность, даже изоляция в обществе старых мастеров
- все это остается паллиативным, говоря точнее, иллюзорным, потому что
уже не имеешь в себе предусловий для этого; все равно, будет ли это сильная
раса какого-нибудь Генделя или бьющая через край животность какого-нибудь
Россини. - Не каждый имеет право на каждого учителя: это относится к целым
векам. - Сама по себе не исключается возможность, что где-нибудь в Европе
еще есть остатки более сильных поколений, типично более несовременных людей:
оттуда можно бы еще надеяться на запоздалую красоту и совершенство также
и для музыки. В лучшем случае то, что мы еще можем увидеть, будут исключения.
От правила же, что испорченность главенствует, что испорченность фатальна,
не спасет музыку никакой Бог. -
ЭПИЛОГ - Удалимся в конце концов, чтобы передохнуть, на минуту из того тесного мира, в котором заставляет пребывать дух всякий вопрос о ценности личностей. У философа есть потребность вымыть руки, после того как он так долго занимался "казусом Вагнер". - Даю мое понятие современного. - Каждое время имеет в своей мере силы также и меру того, какие добродетели ему дозволены, какие запрещены. Либо оно имеет добродетели восходящей жизни, - тогда оно противится в силу самого глубокого основания добродетелям нисходящей жизни. Либо оно само есть нисходящая жизнь, - тогда оно нуждается и в добродетелях упадка, тогда оно ненавидит все, что оправдывается только полнотою, только чрезмерным богатством сил. Эстетика неразрывно связана с этими биологическими предусловиями: есть эстетика decadence, есть и классическая эстетика; "красота сама но себе" - это химера, как и весь идеализм. - В более тесной сфере так называемых моральных ценностей нельзя найти большего контраста, нежели мораль господ и мораль христианских понятий о ценностях: последняя выросла на гнилой насквозь почве ( - Евангелия приводят нам точь-в-точь те самые физиологические типы, которые описывают романы Достоевского), мораль господ ("римская", "языческая", "классическая", "ренессанс"), наоборот, является символическим языком удачности, восходящей жизни, воли к власти как принципа жизни. Мораль господ утверждает так же инстинктивно, как христианская отрицает ("Бог", "тот мир", "самоотречение" - сплошь отрицания). Первая отдает вещам от своей полноты - она прославляет, она украшает, она осмысливает мир, - последняя делает ценность вещей беднее, бледнее, обезображивает их, она отрицает мир. "Мир" - это христианское бранное слово. - Эти формы контраста в оптике ценностей обе необходимы: это способы смотреть, которым не поможешь никакими основаниями и опровержениями. Не опровергнешь христианства, не опровергнешь болезни глаз. Что с пессимизмом боролись, как с некоей философией, это было вершиной ученого идиотизма. Понятия "истинный" и "ложный", как мне кажется, не имеют в оптике никакого смысла. - Против чего только и следует защищаться, так это против фальши, против инстинктивного двуязычия, не желающего чувствовать эти контрасты как контрасты: какова, например, была воля Вагнера, который был не малым мастером в такой фальши. Поглядывать исподтишка на мораль господ, на аристократическую мораль ( - исландская сага является почти важнейшим ее документом - ) и при этом проповедовать противоположное учение, учение о "евангелии низменных", о потребности в спасении!.. Я удивляюсь, кстати сказать, скромности христиан, ходящих в Байрейт. Я сам не вынес бы известных слов из уст какого-нибудь Вагнера. Есть понятия, которым не место в Байрейте... Как? христианство, состряпанное для вагнерианок, быть может, вагнерианками - ибо Вагнер был в дни старости вполне feminini generis -? Повторяю, нынешние христиане кажутся мне слишком скромными... Если Вагнер был христианином, ну, тогда Лист, быть может, был отцом церкви! - Потребности в спасении, сущности всех христианских потребностей, нечего делать с такими шутами: она - самая честная форма выражения decadence, самое убежденное, самое мучительное подтверждение его в возвышенных символах и приемах. | ||
|