Библиотека >> Философические письма.
Скачать 106.27 Кбайт Философические письма.
Пока еще не осознано, что вся наша аргументация
— христианская; мы все еще мыслим себя в царстве категорий и силлогизмов Аристотеля.
Дело в том, что нескончаемые сетования философов и отщепенцев на те века, когда
якобы всесильны были одни только предрассудки, невежество и изуверство, заставили
нас совершенно упустить из виду, как благодетельно было действие веры. Так что,
когда пыл неверия миновал, самые праведные и смиренные уже оказались чуждыми
на собственной своей почве и лишь с большим трудом вновь водворяли в своих мыслях
все на свои места. Правда, эти умы к тому же не интересуются в должной мере
изучением чисто человеческой действительности. Они к этому относятся слишком
пренебрежительно. По привычке созерцать действия сверхчеловеческие, они не замечают
действующих в мире природных сил и почти совсем упускают из виду вещественные
условия умственной деятельности. Как бы то ни было, пора современному разуму
признать, что всей своей силой он обязан христианству. Пора уразуметь, что лишь
при содействии необычайных средств, дарованных откровением, и благодаря той
живой ясности, которую оно сумело внести во все предметы человеческого мышления,
воздвигнуто величавое здание современной науки . Эта горделивая наука должна,
наконец, сама признать, что она так высоко поднялась только благодаря строгой
дисциплине, незыблемости принципов и, прежде всего, благодаря инстинкту и страстному
исканию истины, которые она нашла в учении Христа.
По счастью, мы живем уже не в те времена, когда партийное упорство принималось за убеждение, а выпады сект — за благочестивое рвение. Можно поэтому надеяться, что удастся сговориться . Но вы, конечно, согласитесь, что не истине делать уступки. И тут дело не в требованиях этикета: для законного авторитета уступка означала бы отказ от всякой власти, всякой активной роли, уступка была бы самоуничтожением. Вопрос тут не в поддержании престижа, не в каком-либо внешнем впечатлении. Всякий престиж навсегда утратил значение, и иллюзии отошли в вечность. Дело идет о самой реальной вещи, более реальной, чем это можно выразить словами. Ведь протекшее определяет будущее: таков закон жизни. Отказаться от своего прошлого — значит лишить себя будущего. Но те триста лет, которые числит за собой великое христианское заблуждение, вовсе не такое воспоминание, которое не могло бы быть при желании стерто. Отколовшиеся могут поэтому по произволу строить свое будущее. Исконная община изначала дышала лишь надеждой и верой в обещанное ей предназначение, а они — пребывали до сих пор без всякой идеи будущего. Необходимо, однако, прежде всего выяснить одно важное обстоятельство. Между предметами, которые способствуют сохранению истины на земле, одним из наиболее существенных является, без сомнения, священная книга Нового завета. К книге, содержащей подлинный акт установления нового строя на земле, естественно, относятся с особым непререкаемым уважением. Слово писаное не улетучивается, как слово произнесенное. Оно кладет свою печать на разум. Оно его сурово подчиняет себе своею нерушимостью и длительным признанием святости. Но вместе с тем, кодифицируя дух, слово лишает его подвижности, оно гнетет его, втесняя его в узкие рамки писания, и всячески его сковывает. Ничто так не задерживает религиозную мысль в ее высоком порыве, в ее беспредельном шествии вперед, как книга, ничто так не затрудняет вполне прочного утверждения религиозной мысли в человеческой душе. В религиозной жизни все теперь основано на букве, и подлинный голос воплощенного разума пребывает немым. С амвонов истины раздаются только лишенные силы и авторитета слона. Проповедь стала лишь случайным явлением в строительстве добра. А между тем — надо же, наконец, прямо признать это, — проповедь, переданная нам в Писании, была, само собою разумеется, обращена к одним присутствовавшим слушателям. Она не может быть одинаково понятна для людей всех времен и всех стран. По необходимости она должна была принять известную местную и современную ей окраску, а это замыкает ее в такие пределы, вырваться из которых она может лишь с помощью толкования, более или менее произвольного и вполне человеческого. Так может ли это древнее слово всегда вещать миру с той же силой, как в то время, когда оно было подлинной речью своего века, действительной силой данного момента! Не должен ли раздаться в мире новый голос, связанный с ходом истории, такой, чтобы его призывы не были никому чужды, чтобы они одинаково гремели во всех концах земли и чтобы отзвуки и в нынешнем веке наперебой его схватывали и разносили его из края в край вселенной. Слово — обращенный ко всем векам глагол — это не одна только речь Спасителя, это весь его небесный образ, увенчанный его сиянием, покрытый его кровью, с распятием на кресте. Словом, •гот самый, каким Бог раз и навсегда запечатлел его в людской памяти. Когда Сын Божий говорил, что он пошлет людям духа и что он сам пребудет среди них вечно, неужели он помышлял об этой книге, составленной после его смерти, где, худо ли, хорошо ли, рассказано об его жизни и его речах и собраны некоторые записи его учеников? Мог ли он полагать, что эта книга увековечит его учение на земле? Конечно, не такова была его мысль. | ||
|