Библиотека >> Философические письма.
Скачать 106.27 Кбайт Философические письма.
ть. Но не следует забывать, что закон падения тяжестей установлен Галилеем,
закон движения планет — Кеплером. Ньютону принадлежит только счастливое вдохновение
— связать воедино оба эти закона. Впрочем, все относящееся к этому славному
открытию чрезвычайно важно. Немудрено, что один геометр сожалел, что нам неизвестны
некоторые из формул, которыми Ньютон пользовался при своей работе; наука, конечно,
много бы выиграла от находки этих талисманов гения. Но можно ли серьезно думать,
что весь секрет гениальности Ньютона, вся его мощь, заключается в одних его
математических приемах? Разве мы не знаем, что в этом возвышенном уме было еще
что-то сверх способности к вычислениям? Я вас спрашиваю, рождалась ли когда-либо
подобная мысль в разуме безбожном? Истина такой огромной величины дана ли была
когда-либо миру душой неверующей? И можно ли представить себе, будто в то время,
когда Ньютон бежал от опустошавшей Лондон эпидемии в Кембридж и закон вещественности
блеснул его духу и разодралась завеса, скрывавшая природу, в благочестивой душе
его были одни только цифры? Странное дело, есть еще люди, которые не могут подавить
в себе улыбки жалости при мысли о Ньютоне, комментирующем Апокалипсис, Не понимают,
что великие открытия, составляющие гордость всего человеческого рода, могли
быть сделаны только тем самым Ньютоном, каков он был, гением столь же покорным,
как и всеобъемлющим, столь же смиренным, как и мощным, и отнюдь не тем высокомерным
человеком, каким его хотят представить. Повторяю еще раз: видано ли, чтобы человек,
не говорю уже отрицающий Бога, но хотя бы только равнодушный к религии, раздвинул,
как он, границы науки за пределы, ей, казалось, предначертанные? (Прим. П.
Я. Чаадаева).
Нам известно притяжение во множестве его проявлений; оно беспрестанно обнаруживается перед нашими глазами; мы его измеряем; мы имеем о нем знание вполне достоверное. Все это, как вы видите, точно соответствует представлению, которое мы имеем о нашей собственной силе. О Вержении мы знаем только его абсолютную необходимость; и совершенно то же знаем мы и о божественном действии на нашу душу. И тем не менее мы одинаково убеждены в существовании как той, так и другой силы. Итак, в обоих случаях мы имеем: познание отчетливое и точное одной силы, познание смутное и темное — другой, но совершенную достоверность обеих. Таково непосредственное приложение представления о вещественном порядке мира, и вы видите, что оно совершенно естественно является уму. Но должно еще принять во внимание, что астрономический анализ распространяет закон нашей солнечной системы и на все звездные системы, заполняющие небесные пространства, а молекулярная теория принимает его за причину самого образования тел и что мы имеем полное право почитать закон нашей системы общим едва ли не для всего мироздания; таким образом, эта точка зрения получает чрезвычайно важное значение. Впрочем, все разграничения наши между существами, все измышляемые нами между ними ради удобства или по произволу различия, все это не имеет никакого применения к самому творческому началу. Что бы мы ни делали, в нас есть внутреннее ощущение реальности высшей по сравнению с окружающей нас видимой реальностью. И эта иная реальность не есть ли единственно истинно реальная, реальность объективная, которая охватывает всецело существо и растворяет нас самих во всеобщем единстве? В этом-то единстве стираются все различия, все пределы, которые устанавливает разум в силу своего несовершенства и ограниченности своей природы: и тогда-то во всем бесконечном множестве вещей остается одно только действие, единственное и мировое. И в самом деле, одинаково, как внутреннее ощущение нашей собственной природы, так и восприятие вселенной не позволяет нам постигнуть все сотворенное иначе, как в состоянии непрерывного движения. Таково мировое действие. Поэтому в философии идея движения должна предварять всякую другую. Но идею движения приходится искать в геометрии, ибо лишь там мы находим ее очищенной от какой бы то ни было произвольной метафизики и только в линейном движении можем мы воспринять абсолютное знание всякого движения вообще. И что же? Геометр не может себе представить никакого движения, кроме движения сообщенного. Он поэтому принужден исходить из того, что движущееся тело само по себе инертно и что всякое движение есть следствие побуждения со стороны. Итак, и в наивысшем отвлечении, и в самой природе мы постоянно возвращаемся к какому-то действию [action], внешнему и первичному, независимо от рассматриваемого предмета. Стало быть, идея движения сама по себе, по неумолимому требованию логики, вызывает представление о таком действии, которое отлично от всякой силы и от всякой причины, находящихся в самом движущемся предмете. И вот почему, между прочим, человеческому разуму так трудно освободиться от старого заблуждения, будто все идеи возникают в нем через внешние чувства. Все дело в том, что в мире нет ничего, в чем мы были бы более с | ||
|