Библиотека >> Апокалипсис нашего времени.
Скачать 62.86 Кбайт Апокалипсис нашего времени.
Только пьянство, муть и грязь внесли. Это
действительно “внесли”. Страхов мне говорил с печалью и отчасти с восхищением:
“Европейцы, видя во множестве у себя русских туристов, поражаются талантливостью
русских и утонченным их развратом”. Вот это — так. Но принесли ли мы
семью? добрые начала нравов? Трудоспособность? Ни-ни-ни. Теперь, Господи, как
страшно сказать... Тогда как мы “и не восточный, и не западный народ”, а просто
ерунда, — ерунда с художеством, — евреи являются на самом деле не только
первенствующим народом Азии, давшим уже не “кое-что”, а весь свет Азии, весь
смысл ее, но они гигантскими усилиями, неутомимой деятельностью становятся
мало-помалу и первым народом Европы. Вот! Вот! Вот! Этого-то и не сказал никто о
них, т. е. “о соединительной их роли между Востоком и Западом, Европою и Азиею”.
И — пусть. О, пусть... Это — да, да, да.
Посмотрите, встрепенитесь, опомнитесь: несмотря на побои, как они часто любят русских и жалеют их пороки, и никогда “по-гоголевски” не издеваются над ними. Над пороком нельзя смеяться, это — преступно, зверски. И своею и нравственною, и культурною душою они никогда этого и не делают Я за всю жизнь никогда не видел еврея, посмеявшегося над пьяным или над ленивым русским. Это что-нибудь значит среди оглушительного хохота самих русских над своими пороками. Среди наших очаровательных: “Фон-Визин, Грибоедов, Гоголь, Щедрин, Островский”. А вот слова, которые я слышал: “Послушайте, как вы смотрите на русского священника?” — “При всех его недостатках, я все-таки люблю его”.— “Люблю? Это — мало: можно ли не чтить его: он получает корку хлеба, т. е. сельский священник, а сколько труда, сколько труда он несет”. Это доктор Розенблюм, в Луге, в 1910 г. Я думал, он — немец. Расспросил — еврей. Когда разбиралось дело Панченко (“Де-Ласси и Панченко”), пришлось при экспертизе опросить какого-то врача-еврея, и он сказал серьезно: “Я вообще привык думать, что русский врач есть достойное и нравственное лицо”. Я так был поражен обобщенностью вывода и твердостью тона. И за всю жизнь я был поражаем, что несмотря на побои (“погромы”), взгляд евреев на русских, на душу русскую, на самый даже несносный характер русских, — уважителен, серьезен. Я долго (многие годы) приписывал это тому, что “евреи хотят еще больше развратиться русским”: но покоряет дело истине своей, и я в конце концов вижу, что это — не так. Что стояло безумное оклеветание в душе моей, а на самом деле евреи уважительно, любяще и трогательно относятся к русским, даже со странным против европейцев предпочтением. И на это есть причина: среди “свинства” русских есть, правда, одно дорогое качество — интимность, задушевность. Евреи — то же. И вот этою чертою они ужасно связываются с русскими. Только русский есть пьяный задушевный человек, а еврей есть трезвый задушевный человек. Огромный красивый солдат, в полусумраке уже, говорил мне: — Как отвратительно... Как отвратителен тон заподозривания среди этого Совета солдатстких и рабочих депутатов. Я пришел в Таврический Дворец и не верю тому, что вижу... Я пришел с верою — в народ, в демократию... Так как я пришел “без веры”, то горячо и как бы “хватаясь за его руку”, спросил у него: — Да кто вы? — Солдат из Финляндии... Стоим в Финляндии... Я, собственно, еврей... — Я — русский. Русский из русских. Но я хочу вас поцеловать.— И мы крепко поцеловались. Это было, когда я захотел посмотреть “солдатских депутатов” в марте или апреле 1917 года. В том же месяце, но много позже: Угол Литейной и Бассейной. Трамвай. Переполнен. И старается пожилой еврей с женою сесть с передней площадки, так как на задней “висят”. Я осторожно и стараясь быть не очень заметным — подсаживаю жену его. Когда вдруг схватил меня за плечо солдат, очевидно нетрезвый (“ханжа”): — С передней площадки запрещено садиться. Разве ты не знаешь?!!!.. Я всегда поражался, что эти господа и вообще вся российская публика, отменив у себя царскую власть “порывом”, никак не может допустить, чтобы человек, тоже “порывом”, вскочил на переднюю площадку вагона и поехал, куда ему нужно. Оттолкнув его, я продолжал поддерживать и пропихивать еврейку, сказав и еврею: “Садитесь, садитесь скорее!!” Мотив был: еврей торопливо просил пропустить его “хоть с передней”, ибо он спешил к отходу финляндского поезда. А всякий знает, что значит “опоздать к поезду”. Это значит “опоздать и к обеду”, и пошло расстройство всего дня. Я поэтому и старался помочь. Солдат закричал, крикнув и другим тут стоявшим солдатам (“на помощь”): “Тащите его в комиссариат, он оскорбил солдата”. Я, правда, кажется назвал его дураком. Я смутился: “с комиссариатом я ко всякому обеду у себя опаздаю” (а тоже спешил). Видя мое смущение и страх, еврей вступился за меня: “Что же этот господин сделал, он только помог моей жене”. И вот, я не забуду этого голоса, никогда его не забуду, потому что в нем стоял нож: — Ж-ж-ид прок-ля-тый... Это было так сказано. И как музыка, старческое: — Мы уже теперь все братья (“гражданство”, “свобода” — март): зачем же вы говорите, так (т. | ||
|