Библиотека >> Практическая веданта.
Скачать 50.33 Кбайт Практическая веданта.
Но мы должны проповедовать ее
бескорыстно и без ухищрений жрецов. Вы - Бог и я - тоже. Кто кому повинуется?
Кто кому поклоняется? Вы - самый величественный храм Бога, и я скорее буду
поклоняться вам, чем какому бы то ни было храму, образу, или Библии. Почему
окружающие нас люди так противоречат себе самим? Они говорят: "Мы практичные
люди". Прекрасно. Но что более практично, чем молиться здесь, молиться вам? Я
вас вижу, чувствую и знаю, что вы Бог. Магометанин говорит, что нет Бога, кроме
Аллаха. Веданта говорит, что нет Бога, кроме человека. Вас это может поразить
сначала, но мало-помалу вы это поймете. Живой Бог в вас, а вы строите церкви и
храмы и верите во всякого рода воображаемую бессмыслицу. Единственный Бог для
поклонения - это человеческая душа или человеческое тело. Если это верно, то
даже тела животных - храмы, человек же - самый высший из них, Тадж Махал. Если я
не могу поклоняться ему, не остается ничего, чему можно поклоняться. В тот
момент, когда я почувствую Бога, обитающего в храме каждого человеческого тела,
когда я остановлюсь с благоговением перед каким-либо из человеческих существ и
действительно с уверенностью увижу в нем Бога, в тот момент я освобожусь от
рабства, все прочее для меня исчезнет, и я буду свободен.
Это практичное, самое практичное из всех богопочитаний. В нем нет никаких теоретических умозрений, а между тем, если вы скажете о нем большинству людей, они придут в ужас. Они скажут, что оно не верно и станут развивать идеи своих дедов, полученные ими от их прадедов двадцать тысяч лет назад, - о Боге, обитающем где-то на небесах и сказавшем кому-то, что он Бог. С тех пор мы не имели ничего, кроме теорий. По их мнению, это практично, а наши идеи непрактичны. Хорошо, - говорит веданта, - каждый должен идти своей дорогой, только ваш идеал - поклонение Богу в небесах, и все связанные с ним идеи, не заключая в себе ничего дурного, представляют собою только ступени к истине. Они хороши, и между ними можно встретить удивительные мысли; но веданта постоянно говорит: "Друг мой, Тому, Кому ты поклоняешься, как неизвестному, я поклоняюсь в тебе. Тот, Кому ты молишься, как неизвестному, и Кого ты ищешь по всей вселенной, все время был здесь. Ты живешь Им. Он постоянно присутствует во вселенной". "Если существует Тот, Кому поклоняются Веды, и Кто всегда присутствует в вечном "Я", то существует и вся вселенная. Он - свет мира. Если б в вас не было "Я", вы не видели бы солнца; все для вас было бы темною массой, не существовало бы. Он светит, и вы видите весь мир". Обыкновенно спрашивают, не ведет ли это учение к ужасной массе дурных последствий? Каждый из нас будет думать: Я - Бог, и потому все, что я делаю и думаю, хорошо; Бог не может делать ничего дурного. Во-первых, если даже допустить возможность такого неправильного толкования, то может ли быть доказано, что другое учение не заключает в себе такой же опасности? Люди поклоняются богу в небесах, отдельному от них, богу, которого они страшно боятся. Они родятся, дрожа от страха, и дрожат всю жизнь. Сделался ли от этого мир лучшим? Рассмотрим вопрос с другой стороны. Возьмем тех, кто понимает Бога как личного, и так ему поклоняется, и тех, кто поклоняется Безличному Богу. Между которыми из них было больше великих мировых деятелей, исполинов-работников, могучих нравственных гигантов? Без сомнения, между поклонниками Безличного. Как можете вы ожидать, чтобы под воздействием страха могли развиться высоконравственные люди? Это невозможно. "Где один видит другого, где один обижает другого, - там майя. Когда один не видит другого, когда один не вредит другому, когда все становится Атманом, - кто там кого видит? Кто кого замечает? Там все - Он, и в то же время все - Я. Душа становится чиста". Тогда, и только тогда мы понимаем, что значит любовь. Может ли любовь явиться вследствие страха? Ее начало - свобода, и только свобода родит любовь. Когда мы действительно начнем любить мир, только тогда, но не раньше, мы поймем, что значит братство и человечество. Таким образом, несправедливо говорить, что это учение (о Безличном Боге) поведет ко множеству дурных дел во всем мире, как будто другое учение (о Нем) никогда не вызывало зла, не затопляло мир кровью, не разрывало человечество на части, не вело к сектантству, - "Мой Бог величайший из богов. Решим это в открытом бою". Таково было следствие дуализма везде, во всем мире. Выйдем же на яркий дневной свет. Сойдем с нашего узкого пути. Как может бесконечная человеческая душа согласиться жить и умереть в маленьком желобке? Здесь целая вселенная света. Все в этой вселенной ваше. Попробуйте протянуть руки и обнять в любви всю вселенную. Если вы когда-нибудь почувствуете желание сделать это, вы почувствуете Бога. Вы помните то место проповеди Будды, где он посылает мысленно любовь к Югу и Северу, Востоку и Западу, вверх и вниз, пока вся вселенная не наполнилась этой любовью, великою до бесконечности. Испытывать такое чувство - значит, быть настоящей личностью. | ||
|