Библиотека >> Практическая веданта.
Скачать 50.33 Кбайт Практическая веданта.
Мысль, заключающаяся в только что приведенных строках, та, что эта
земля есть символ Бога, что небо и место, которое мы занимаем, может быть
названо Богом, Все - Брахман. Итак, следует видеть, а не только говорить и
думать. Логическим следствием этого будет то, что если душа видит все в этой
вселенной и всякое место, как полное Бога, Брахмана, то для нее будет
безразлично идти на небо, в ад, или куда бы то ни было. В таком случае, для меня
не будет иметь никакого значения, - должен ли я родиться на земле, или на небе.
Все эти вещи потеряют для меня всякое значение, так как всякое место для меня
будет одинаково, всякое место станет храмом Божиим, станет святым; и в небе, аде
и во всем я буду видеть присутствие Божие. Для меня не будет ни неба, ни ада, ни
зла, ни жизни, ни смерти. Когда человек достиг такого состояния, стал так
воспринимать все, он, по словам веданты, стал свободным, и только такой человек,
- говорит веданта, - способен жить в этом мире. Все другие не приспособлены. Как
может жить в этом мире человек, видящий зло? Вся его жизнь - сплошное страдание.
Несчастье для человека жизнь, если он видит опасность, видит смерть. Только тот
может жить в этом мире, только тот может сказать, что он наслаждается жизнью и
счастьем, кто видит жизнь в истинном свете и во всем - истину. Между прочим,
замечу, что в Ведах вы нигде не встретите идеи об аде. Она пришла в Индию
гораздо позже, с Пуранами. Самое худшее наказание, какое знают Веды, это
возвращение сюда, на землю, и получение новой возможности (достижения свободы).
Таким образом, мы видим, что в Ведах уже с самого начала идея (о Боге) принимает
безличный характер. Идеи о наказании и награде слишком материальны и вяжутся
только с понятием о человеческом Боге, огромном человеке, который любит одного и
не любит другого, совершенно так, как это делаем мы. Наказание и награда
совместимы только с существованием такого Бога. Такой Бог признается в Самхитах,
и там мы видим понятие о страхе; но, как только мы подходим к Упанишадам, идея
страха исчезает, и безличная идея заменяет ее. Но естественно, что во всех
странах понять эту идею было в высшей степени трудно. Человек всегда слишком
привязан ко всему личному. Великие мыслители, или - по крайней мере - те,
кого мир считал такими, возмущаются этой идеей о безличности. Но на мой взгляд
это смешно, низко, грубо и, если можно так выразиться, богохульно. Думать, что
Бог - человек, допустимо для детей, но не для взрослого, мыслящего человека,
будь то мужчина или женщина. Которая идея выше, - идея о живом Боге или о Боге
мертвом? О Боге, которого никто не видит, никто не знает, или о Боге известном?
От времени до времени Он посылает в этот мир вестника с мечом в одной руке и
проклятием - в другой; и, если вы не уверуете в этого вестника, вы должны
погибнуть. Почему тогда Он не придет сам и не скажет, что мы должны делать?
Зачем Он продолжает посылать вестников, наказывать и проклинать нас? И однако,
эта идея многих удовлетворяет.
Так неразумно наше воображение. Безличный Бог, наоборот, - Бог живой, которого я вижу перед собой, живой принцип. Различие между личным и безличным в том, что личный - только маленький человек, тогда как безличный - и человек, и животное, и ангел, и, кроме того, нечто большее, чего мы не можем ни видеть, ни представить. Для нас Безличный включает в себе все личное, сумму всех личностей Вселенной, и бесконечно больше, чем эта сумма. "Как огонь, приходя в мир, проявляется во всех видимых нами формах и, кроме того, в бесконечно большем", так и Безличный. Нам необходимо поклоняться живому Богу. Я во всю мою жизнь не видел ничего кроме Бога, и вы также. Чтобы видеть стул, вы должны раньше видеть Бога и затем уже в Нем и через Него - стул. Он всегда, день и ночь, перед нами и говорит: "Я есмь". В момент, когда вы говорите: "Я существую", вы познаете существование. Куда вы пойдете искать Бога, если не можете видеть Его собственным сердцем, как живое существо, как человека? "Ты - человек, Ты - женщина, Ты - девочка, Ты - мальчик, Ты - старик, опирающийся на палку. Ты - юноша, идущий в гордом сознании своей силы". Все они - чудный, живой Бог, представляющий собою единственный факт во вселенной. Для многих это покажется ужасным, прямой противоположностью традиционному Богу, обитающему где-то за покрывалом и которого никто никогда не видел. Священники нас уверяют, что мы не увидим Его здесь, но что, если мы будем следовать их указаниям, угождать и поклоняться им, они дадут нам паспорт, с которым, когда умрем, можем увидеть лицо Божие. Вполне ясно, что все идеи о небе - более или менее простые изменения этого бессмысленного обмана духовенства. Идея безличия, конечно, очень разрушительна; она отнимает у духовенства его выгоды, упраздняя все церкви и храмы. В Индии в настоящее время голод, а между тем там есть храмы, из которых в каждом находятся драгоценности, стоящие миллиарды. Если бы жрецы проповедовали народу безличную идею, их ремеслу пришел бы конец. | ||
|