Библиотека >> Карма-йога.
Скачать 65.43 Кбайт Карма-йога.
В самой природе работы лежит
побуждение к ней, вызванное какой-нибудь причиной или пристрастием. Как можно
придавать какое-нибудь значение своей работе в присутствии вечно деятельного
Провидения, отмечающего даже смерть воробьев? Не кощунство ли думать о
своей заботе, когда мы знаем, что Бог заботится о мельчайших вещах в
мире? Нам остается только стоять в благоговейном трепете, говоря: "Да будет воля
Твоя". Высочайшие души не могут работать, потому что они бесстрастны. Для всех
людей, чьи души ушли в истинное "Я", чьи желания сосредоточены в этом "Я", кто
соединился со своим истинным "Я", - для этих людей работы не существует. Они
воистину высочайшие люди в мире; но, за исключением их, все должны работать. Но,
трудясь в мире, мы никогда не должны думать, что можем помочь хотя бы
мельчайшему существу в мире. Мы этого не можем сделать. Мы помогаем лишь самим
себе в этой мировой школе. Таково должно быть настроение при работе. Если мы
будем всегда помнить, что возможность работать таким образом составляет большое
преимущество, дарованное нам, мы никогда ни к чему привязаны не будем. Миллионы
людей, подобных нам с вами, думают о своем значении; однако все мы умрем, и
через пять минут мир нас позабудет. Но жизнь Бога безгранична. "Кто может
прожить хотя бы одну секунду, дышать хотя бы секунду, если Всемогущий того не
захочет?" Бог - это вечно деятельное Провидение. Вся сила принадлежит Ему и
подчинена Ему. По его приказанию ветры дуют, солнце сияет, земля дышит и смерть
ходит по земле. Бог есть ВСЕ, и Он во ВСЕМ. Мы можем только поклоняться Ему. Не
стремитесь же взять себе плоды вашей работы; делайте добро ради добра. Только
тогда вы приобретете совершенное бесстрастие, узы, созданные чувствами, будут
расторгнуты, и вы получите совершенную свободу. Эта свобода есть цель
карма-йога.
Идеал карма-йога
Величайшая идея в религии веданты состоит в том, что мы можем достичь цели различными путями. Пути эти можно разделить на четыре категории - путь труда, путь любви, путь изучения себя и путь изучения мира. Но не следует вместе с тем забывать, что эти подразделения резко не разграничены и не исключают друг друга, нередко сливаясь между собой. Мы даем им название, сообразуясь с преобладающим в каждом из них типом, что вовсе не значит, что нельзя найти человека, не способного ни на что другое, кроме работы, или молитвы, или знания. В конце концов все пути сходятся, соединяясь воедино. Все религии и все методы служения и работы приводят нас к одной и той же цели. Я уже пытался очертить эту цель. Это - свобода, насколько мы ее понимаем. Все, что мы видим вокруг себя, стремится к свободе, от атома до человека, от бесчувственной, безжизненной частицы материи до высшего существа на земле, до человеческой души. Вся Вселенная является результатом этой борьбы за свободу. Во всех сочетаниях каждая частица пытается идти своим путем, оторваться от других частиц, но те удерживают ее. Земля стремится улететь от Солнца, и Луна от Земли. Все в природе стремится к бесконечному рассеянию. Все, что мы видим во Вселенной, имеет основой своей эту жажду свободы; под импульсом этого стремления святой молится и вор крадет. Когда образ действия при этом неправилен, мы называем его злом; когда же он высок и истинен, мы именуем его добром. Но импульс при этом все тот же - стремление к свободе. Святого гнетет сознание своего рабства, и он хочет от него избавиться; поэтому он молится Богу. Вора гнетет мысль, что он не обладает известными вещами; поэтому он крадет. Свобода есть единственная цель всей природы, как чувствующей, так и лишенной чувства; и сознательно ли или бессознательно, все стремится к этой цели. Свобода, которой жаждет святой, отличается от той, что ищет грабитель; свобода, облюбованная святым, приводит его к наслаждению бесконечным, неизреченным блаженством, тогда как та свобода, к которой стремится грабитель, кует лишь новые цепи для его души. Всякая религия содержит в себе выражение этого стремления к свободе. Оно составляет основу нравственности и бескорыстия, знаменующих собой отрешение от представления о тождественности человека и его ничтожного тела. Когда человек делает добро, помогает другим, он тем доказывает, что не может удовлетвориться тесным кругом "меня и моего". Этому освобождению от эгоизма нет границ. Все великие этические системы проповедуют абсолютное бескорыстие как цель. Предположим теперь, что это абсолютное бескорыстие достигнуто человеком; что же с ним тогда происходит? Отныне он уж не отдельная ничтожная личность; он расширился, распространился до бесконечности; его мелкая личность, которой он до тех пор обладал, исчезла навеки. Он стал безграничен; и достижение этого бесконечного распространения является истинной целью всех религий и всех нравственных и философских систем. Индивидуалист испугается, познакомившись с философским изложением этой мысли. Вместе с тем, настаивая на необходимости нравственности, он сам проповедует ту же идею. | ||
|