Библиотека >> Карма-йога.
Скачать 65.43 Кбайт Карма-йога.
Если человек постоянно слышит дурные слова, думает дурные
мысли, совершает дурные поступки, то ум его будет полон дурных впечатлений, и
они будут влиять на мысли и дела человека без его осознания этого факта. Дурные
впечатления всегда деятельны, и влияние их должно по необходимости быть дурно, и
человек дурных впечатлений будет дурным помимо своей воли; общая сумма его
впечатлений создаст в нем сильное побуждение к совершению дурных поступков; он
будет как бы орудием этих впечатлений, и они будут принуждать его делать зло.
Подобным образом, если человек думает хорошие мысли и делает хорошие дела, общая
сумма оставляемых этими делами и мыслями впечатлений будет хорошей; и она будет
заставлять его делать добро, даже против его самого. Когда человек думал столько
хороших мыслей и сделал столько добрых дел, что в нем является непреодолимое
стремление делать добро, то его ум, как общая сумма этих стремлений, не позволит
ему сделать зло, если бы даже он хотел этого. Внутренние склонности человека
остановят его; он уже вполне под властью добрых наклонностей. В таких случаях
говорят, что у человека вполне установился хороший характер.
Как черепаха прячет голову и лапы под свою чешую, и можно ее убить или разбить на куски, но она все-таки не выйдет, так характер человека, властвующего над своими побуждениями и органами, установлен навсегда. Он управляет своими собственными внутренними силами, и ничто не может их вызвать наружу против его воли. Путем этого постоянного отражения хороших мыслей, хороших впечатлений на поверхности ума, склонность к совершению добра крепнет, и в результате мы чувствуем себя в силах управлять органами чувств, нервными центрами. Таким только образом устанавливается характер; таким только путем человек достигает истины, тогда человек навеки в безопасности; он не может делать зло; он может быть в каком угодно обществе, и для него не будет в этом опасности. Существует стадия еще выше этой склонности к добру: это - желание освобождения. Вы должны помнить, что свобода души есть цель всех йог, и каждая йога одинаково ведет к этому результату. Одним трудом человек может достичь того, чего Будда достиг главным образом медитацией, а Христос - молитвой. Будда был жнани; Христос был бхакта, но оба они достигли той же цели. Освобождение означает полную свободу - свободу от оков добра так же, как и от оков зла. Золотая цепь не менее крепка, чем железная. В моем пальце сидит колючка терна, и я беру другую колючку, стараясь второю вытащить первую; затем выбрасываю обе; мне незачем хранить вторую колючку, потому что обе они - всего лишь колючки. Так и дурные склонности следует вытеснять добрыми и дурные впечатления ума следует удалять свежими волнами хороших, пока все дурное почти не исчезнет или будет подавлено и будет находиться под строгим контролем в дальней части ума. Таким образом, человек "привязанный" становится "непривязанным". Работайте, но не позволяйте делу или мысли производить глубокое впечатление на ум; пусть эти впечатления, как волны, приходят и уходят. Пускай огромные результаты получаются от работы мускулов и мозга, но не позволяйте им производить глубокое впечатление на душу. Как это сделать? Мы ведь видим, что отпечаток всякого действия, к которому мы привязаны, сохраняется. Я могу встретить сотни людей в течение дня и среди них одного человека, которого я люблю. Предположим, что, ложась спать, я стараюсь вспомнить все виденные мною лица, но лишь одно лицо встает передо мною - то лицо, которое я видел, может быть, лишь одну минуту, но то, которое я люблю. Все же остальные лица исчезли. Моя привязанность к этому человеку создала более сильные впечатления от его лица, чем от всех других. Физиологически все впечатления были одинаковы; каждое лицо, виденное мною, отразилось на сетчатой оболочке глаза, и мозг воспринял образы, однако однородности впечатлений не получилось. Большинство лиц были, может быть, совершенно новы, о них я ровно никогда не думал, но это одно лицо, лишь мельком увиденное мною, нашло во мне известные ассоциации. Может быть, я годами представлял его себе, зная многое о нем, и когда его увидел, оно пробудило тысячу дремлющих воспоминаний в моем уме; и это одно впечатление произвело более сильное действие на ум. Поэтому не привязывайтесь ни к чему; предоставьте всему идти своим порядком; пускай ваши мозговые центры работают; работайте непрерывно, но не позволяйте впечатлениям, получаемым от работы, победить ваш ум. Работайте, как будто вы чужие люди в этой стране, пришедшие сюда только на время; работайте, но ничем не связывайте себя; всякое иго ужасно. Этот мир - не наше настоящее место жительства; это только один из этапов, через которые мы должны пройти. Помните великое изречение философии санкхья: "Вся природа для души, а не душа для природы". Природа и существует только для воспитания души, иного смысла в ней нет; она существует, потому что душа должна обладать знанием и через знание освобождаться. | ||
|