Библиотека >> Бхакти-йога.
Скачать 31.67 Кбайт Бхакти-йога.
Чтобы сообщить побуждение какой-нибудь душе,
необходимо, во-первых, чтобы душа, от которой оно исходит, обладала силою
передать, и, во-вторых, чтобы душа, которой оно передается, была способна
воспринять его. Семя должно быть всхоже и поле вспахано; и, когда оба эти
условия выполнены, получается удивительный рост настоящей религии. "Истинный
учитель религии должен иметь исключительные способности, и его слушатель должен
быть тоже способным", и ясное духовное пробуждение получится только тогда, когда
они оба выше обыкновенного уровня. Только такие могут быть настоящими учителями
и настоящими учениками, стремящимися к духовному развитию. Все остальные только
забавляются. У них слегка пробудилось любопытство, слегка воспламенилось
умственное желание, но они стоят только на внешнем краю религиозного горизонта.
Без сомнения, и это уже шаг вперед, так как со временем он может закончиться
пробуждением действительной жажды религии. Есть таинственный закон природы, в
силу которого, когда поле готово, семя должно быть посеяно и
действительно сеется, и когда душа серьезно желает стать религиозной, учитель
религии должен явиться и действительно является, чтобы помочь этой душе.
Когда жажда души воспринять свет религии велика и энергична, сила, отвечающая на
притяжение и посылающая свет, является сама собою.
Но в этом, однако, есть и серьезная опасность. Получающая душа рискует, например, принять ошибочно свое временное возбуждение за действительное религиозное стремление. Часто мы можем это видеть на себе. Когда кто-нибудь из любимых нами людей умирает, мы испытываем удар, - чувствуем, что мир ускользает от нас, что мы нуждаемся в чем-то более верном и высшем и должны стать религиозными. Через несколько дней эта волна чувства уходит, а мы остались на берегу, как раз на том месте, где были раньше. Все мы принимаем такие побуждения за действительную жажду религии; но когда действительного стремления души к религии нет, то мы не находим и вдохновителя. Поэтому когда нам кажется, что наша жажда истины остается неудовлетворенною, мы, вместо того чтобы жаловаться, должны заглянуть в свою душу и посмотреть, есть ли там действительно эта жажда. Затем еще большую опасность представляют учителя, выдающие себя за гуру. Есть много людей, погрязших в невежестве, но воображающих, что знают все. Они не ограничиваются этим, но хотят взять на свои плечи еще других, и таким образом получается, что слепой ведет слепого и оба падают в ров. "Глупцы, живущие в темноте, считающие себя мудрыми, хвастающие своим бесполезным знанием, ходят, шатаясь, взад и вперед, подобно слепым, которых ведут слепые".<<19>> Мир полон таких людей: всякий нищий желает дарить миллионы, всякий невежда хочет быть учителем. Насколько смешны такие нищие, настолько же смешны и эти учители.
Качества желающего учиться и Учителя
Как же узнать, настоящего учителя? Солнцу не нужно факела, чтобы быть видимым, и мы не нуждаемся в свече, чтобы видеть его. Когда солнце восходит, мы инстинктивно узнаем об этом, и так же, когда учитель приходит помочь нам, душа инстинктивно видит, что истина уже готова сиять над нею. Истина свидетельствует о себе сама - она не требует никаких других свидетельств для доказательства, что она истина, так как сама светит. Она проникает в самые внутренние утолки нашей природы, и в ее присутствии вся Вселенная поднимается и говорит: "Это верно". Учители, которых мудрость и истина сияют, как свет солнца, - лучшие, каких знал мир, - огромною частью человечества почитаются за богов. Но мы можем получить помощь и от сравнительно низшего класса их; и так как не обладаем достаточной интуицией, чтобы судить о достоинствах человека, от которого собираемся получить наставление и руководство, то нам необходимо знать условия, которым должен удовлетворять учитель, равно как и ученик. Условия, необходимые для ученика, - чистота, действительная жажда знания и настойчивость. Нечистая душа не может быть религиозною. Чистота в мыслях, речи и поступках безусловно необходима для всякого, чтобы быть религиозным. Что касается жажды знания, то есть старый закон, заключающийся в том, что все мы достигаем всего, чего желаем. Никто не может достичь ничего, кроме того, к чему стремится его сердце. Страстно желать религии совсем не так легко, как мы воображаем. Разговоры о религии и чтение религиозных книг еще не доказательства действительной потребности сердца. Необходимы постоянное стремление, постоянная борьба, неустанные схватки с нашею низшею природою до тех пор, пока не почувствуется действительно высшая потребность и не достигнется победа. Это дело не одного или двух дней или годов, даже не одной или двух жизней; борьба может потребоваться в течение сотен жизней. Иногда успех может явиться сразу; но мы должны быть готовы ждать его и в течение времени, которое может показаться бесконечным. | ||
|