Библиотека >> Бхакти-йога.
Скачать 31.67 Кбайт Бхакти-йога.
) Достигая высшего напряжения, этот род памяти принимает ту же
форму, как и видение. Молитва, как видно из самых основных текстов Писания, не
что иное, как постоянное воспоминание; так же определяется и знание. Таким
образом, память в той степени ясности, когда она становится непосредственным
восприятием, рассматривается в шрути как средство к освобождению. "Атман не
может быть достигнут ни науками, ни рассуждениями, ни усердным изучением Вед.
Атман достигается тем, кого желает Атман; тому Атман сам открывается". Здесь,
после того как сказано, что простое слушанье, думанье и созерцание недостаточны
для достижения Атмана, говорится: "Кого желает Атман, тем он достигается".
Желателен бывает только чрезвычайно любимый; больше же всего Атман любит того,
кто его очень любит. Такой любимый может достичь Атмана; ему помогает Сам Бог:
"Кто постоянно думает обо Мне и молится Мне с любовью, тех волю Я направляю так,
что они приходят ко Мне". Здесь, таким образом, сказано, что только тот
желателен Высочайшему Атману и приходит к Нему, кому это памятование,
становящееся прямым восприятием, само по себе очень дорого, потому что оно
дорого предмету такого восприятия. Это постоянное памятование и называется
словом Бхакти.
В объяснении сутры Патанджали "Поклонением Всевышнему Господу" <<4>> Бхойя говорит: "Пранидхана - это тот род Бхакти, в котором не преследуется никаких результатов, подобных чувственным наслаждениям и т. п., но все дела посвящаются Учителю учителей".<<5>> Бхагаван Вьяса, объясняя то же, определяет пранидхану так же, как "форму Бхакти, посредством которой милость Всевышнего нисходит к йогу и благословляет его исполнением его желаний".<<6>> По словам Шандильи, "Бхакти есть горячая любовь к Богу".<<7>> Но самое лучшее определение Бхакти дано величайшим из бхакт, Прахладой: "Бессмертная любовь, с которою невежда относится к преходящим чувственным предметам и которую я испытываю, созерцая Тебя, не может исчезнуть из моего сердца".<<8>> Любовь! К кому? К Всевышнему Господу Ишваре. Любовь к другим существам, как бы они ни были высоки, не может быть Бхакти, так как Рамануджа в своем "Шри бхашья", цитируя древнего ачарья (великий учитель), говорит: "Все, живущее в мире, от Брамы, до травинки, - рабы рождения и смерти, причина которых карма. Ничто подобное не может быть полезным предметом созерцания, так как все неразумно и изменчиво". Объясняя слово "ануракти", употребленное Шандильей вместо слов Бхакти, комментатор Швеннашвара говорит, что оно состоит из "ану" - "после" и "ракти" - "привязанность", т. е. означает привязанность, являющуюся следствием познания, природы и величия Бога; <<9>> иначе слепая привязанность к чему бы то ни было, вроде жены и детей, была бы тоже Бхакти. Из сказанного ясно, что Бхакти есть ряд, или последовательность, умственных усилий к осуществлению религий, начинающихся с простой молитвы и оканчивающихся самою горячею любовью к Ишваре.
Философия Ишвары
Кто такой Ишвара? Ишвара Тот, от Кого исходит рождение, существование и конец Вселенной. Вечный, Чистый, Всегда Свободный, Всемогущий, Всеведущий, Всемилостивый, Учитель всех учителей; и прежде всего Он, Господь, по самой Своей природе - невыразимая Любовь. Это, конечно, определение личного Бога. Тогда, значит, есть два Бога, один - Существование-Знание-Блаженство философа и другой - Бог Любви бхакты? Нет, оба одно и то же; Существование-Знание-Блаженство также Бог Любви, безличный и личный в одном. Следует постоянно помнить, что личный Бог, которому поклоняется бхакта, не отдельный и не отличный от Брахмана. Все - Брахман, один без другого. Только Брахман, как единый или абсолютный, слишком абстрактен, чтобы Его можно было любить и славословить, и потому бхакта берет относительный аспект Брахмана, Ишвару - Высшего Правителя. Поясним это сравнением. Брахман - это глина или вещество, из которого сделаны бесконечно разнообразные предметы. Как глина, они все одно; но форма или проявление делает их различными. Прежде чем какой-нибудь из этих предметов был сделан, все они потенциально существовали в глине, следовательно, по составу тождественны; но будучи сделаны, и пока сохраняют форму, они отдельны и различны; глиняная мышь никогда не станет глиняным слоном, потому что форма делает их тем, что они есть в проявлении, т. е. различными, хотя, как бесформенная глина, они все одно и то же. Ишвара - это самое высшее проявление абсолютной реальности или, другими словами, самое высшее, возможное для человеческого ума, представление абсолютного. Творчество вечно, и таков же Ишвара. | ||
|