Библиотека >> Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества
Скачать 6.04 Кбайт Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества
Искусство новых технологий, порывая с идеей репрезентации, выражает, в частности, те же основания, что и философия деконструктивизма Ж.Дерриды [6]. Ни состояние нового искусства, ни его статус в культуре не могут быть зафиксированы или точно определены, поскольку оно представляет собой в принципе бесконечный процесс конструирования, становления и трансформации смыслов, не выливающийся в нечто законченное и готовое к трансляции.
Изучение и понимание телекоммуникационного искусства возможно и с позиций социально - коммуникативного подхода к творчеству как моменту человеческого бытия, пронизанного коммуникациями [7]. Согласно такому подходу, становление креативной идеи осуществимо только в поле социальных коммуникаций. Будучи феноменом социальных коммуникаций, творчество тесно связано с действующими в культуре коммуникативными механизмами, в том числе технологическими. Развивающееся сегодня интерактивное телекоммуникационное искусство, в котором пересекаются взаимно стимулируемые субъектно креативные потоки, совершенно отчетливо демонстрирует социально - коммуникативную природу творчества, не всегда проявляющуюся явно и открыто в других областях творческой деятельности. Новая парадигма творчества, которая складывается в наши дни, оппозиционна классической, построенной на дилемме автор -- публика. В ее утверждении не заинтересованы многие творческие люди, воодушевленные культом креативности и мифами о гордо - самодостаточной творческой индивидуальности и божественной одаренности. Они не готовы принять парадигму, разрушающую существующую иерархию, и отказаться от привилегированного положения творца - пророка, пусть не всегда услышанного, но всегда исключительного, единственного и особенного. Новая парадигма, отчетливо выражающаяся в телекоммуникационном искусстве, отчасти демистифицирует роль художника, сводя ее к функции инициатора коммуникативно креативных контекстов. В заключение подчеркнем, что вопрос о коммуникационных технологиях далеко не технический вопрос. Новые технологии изменяют не только средства выражения в культуре, они меняют и способы культуросозидания, и культуру в целом, провоцируют формирование новых историко-культурных феноменов [8]. Мы можем дискутировать о значимости коммуникационных технологий для творчества, о том, является ли наша культура культурой репродуцирования или культурой симуляции, но мы не можем не признать, что это культура тотальных коммуникаций. Новейшие коммуникационные технологии уже практически превратились в парадигму человеческого существования в современном мире, и необходимо серьезное осмысление их влияния на культуру и творчество. Литература 1. Kac E. Aspects of the Aesthetics of Telecommunications // Siggraph Visual Proceedings, John Grimes and Gray Lorig, Editors. New York: ACM, 1992. - pp. 47-57 2. Прохоров А., Шульга Т. Из истории теоретических взглядов на новые медиа // NewMediaLogia. - M.: ЦСИС, 1996. - с.25-28. 3. Гершкович З.И. Художественное творчество и техника массовой коммуникации (эстетико-социологические проблемы) // Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972. с.209-236. 4. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995. 271 с. 5. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира в постмодернистской парадигме творчества // Известия АГУ. - 1997. - №2. - с.85-88. 6. Клусзински Р.В. Интерактивность и проблема коммуникации в контексте философии деконструктивизма // NewMediaLogia. - M.: ЦСИС, 1996. - с.54-56. 7. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Барнаул, 1999. 8. Митрофанова А. Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение // NewMediaLogia. - M.: ЦСИС, 1996. - с.62-65. РЕЗёМЕ Современные коммуникационные технологии стимулируют возникновение новых видов искусства и значительно изменяют классическую парадигму творчества, построенную на оппозиции автора и публики. Интерактивное телекоммуникационное искусство, в котором пересекаются взаимно стимулируемые индивидуальные креативные потоки, отчетливо демонстрирует социально - коммуникативную природу творчества, не всегда проявляющуюся явно и открыто в других областях творческой деятельности. В статье рассматриваются принципы формирования новой концепции творчества как открытого субъектно субъектного креативного взаимодействия. -------------------------------------------------------------------------------- | ||
|