Библиотека >> Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества
Скачать 6.04 Кбайт Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества
В свою очередь, продукт операторского искусства изменяется в процессе отбора и монтажа и т.д.
В конце XX в. такая тенденция стала основой интерактивного телекоммуникационного творчества, широко открытого для продолжения и со-участия. В телекоммуникационных событиях изображения, графика, тексты и т.п. создаются как бы попутно, они не являются целью креативного процесса. Телекоммуникационное творчество направлено главным образом на создание коммуникативного контекста, в котором каждый из участников может реализовать свою креативность. В этом контексте изображения и тексты создаются и развиваются так же, как в диалоге рождаются и развиваются новые идеи. В телекоммуникационном искусстве продукты креативной деятельности становятся не результатами, а, скорее, документами, фиксирующими креативный процесс своеобразного телекоммуникационного диалога. В традициях европейской культуры всегда присутствовала объектность -- апелляция к объекту - посреднику в отношениях между субъектами. Искусство новых технологий претендует на разрушение этой традиции, порождая связь со зрителем без материализации работ в виде объектов. Резкое смещение акцентов с субъектно -- объектного к субъектно -- субъектному взаимодействию и с результатов деятельности к процессуальности не только дематериализует объект искусства, но и радикально изменяет представление о субъекте творчества. В классической линейной модели креативной коммуникации и творчества художник имеет привилегированный статус создателя произведения -- сообщения (картины, скульптуры, текста, фотографии и т.п.). Современные коммуникационные технологии способствуют развитию иной парадигмы, представляющей художника в качестве инициатора открытого коммуникативного поля, в котором осуществляется креативное взаимодействие. В первом случае произведение - сообщение имеет физическую, знаковую и семантическую целостность и открыто лишь для интерпретаций; оно представляет собой следы - репрезентации случившегося и оставшегося в прошлом креативного поиска и авторской интенции. Во втором случае произведения как такового не существует, система смыслов и значений не репрезентируется, а непосредственно присутствует, демонстрируя ход существующего и длящегося креативного процесса, она создается художником совместно с бывшим зрителем, который теперь сам стал участником телекоммуникационного диалога. Превращение эпохи репрезентаций в эру презентаций (М. Бьелицки), наблюдаемое в телекоммуникационном искусстве, вызывает полный метаморфоз роли художника: вместо создания, выражения или передачи некоторого содержания и значения он создает контекст, смысл которого конструируется реципиентом. В таком креативном процессе происходит не просто смена ролей художник -- зритель, но полное снятие этого противопоставления. Вклад каждого участника оказывается не произведением, а элементом общего коммуникационного поля, который может использоваться и трансформироваться любым субъектом, оказавшимся в сети коммуникаций. В интерактивном творчестве нет произведения, есть система создания и производства культуры в реальном времени, где пересекаются креативные потоки и нет постороннего зрителя, так как он тут же оказывается вовлеченным в креативное сообщество. В новой парадигме понятие автора заменяется понятием авторства общей задачей так называемых "художников", и так называемых "реципиентов". Новые коммуникационные технологии способствуют решению этой задачи и расширению креативного сотрудничества и взаимодействия. Еще в 60-е годы особенности и потенциальные возможности только зарождавшегося тогда искусства новых технологий привлекли внимание канадского коммуникативиста и культуролога Х.М.Маклюэна, полагавшего, что литература и вся печатная культура насаждает человеку одномерно - линейное видение мира, способствует культивированию индивидуализма и национализма, и только современные коммуникационные технологии, основанные на естественном аудио - визуальном восприятии, вернут человечество к исходному коллективизму и гуманистической свободе, превратив планету в виртуальную мировую деревню. Идеи Маклюэна послужили первоначальным базисом изучения телекоммуникационного творчества через его сопоставление с фольклором, основным характерным признаком которого является коллективное сотворчество. Эта и другие особенности, с которой связаны и другие атрибуты фольклора (поливариантность, текучесть, анонимность и отсутствие претензий на авторскую собственность) характеризуют и телекоммуникационное творчество. Маклюэн считал, что фольклорно - созидательный потенциал не погиб, а сублимировался на новом витке культурного развития уже в новых коммуникативных формах творчества [4]. В последние годы в качестве теоретической базы для исследования и осмысления происходящих трансформаций в искусстве, связанных с развитием коммуникационных технологий, выступают концептуальные конструкты и методы философии постмодернизма, открывающие полную свободу для интерпретации образов действительности [5]. | ||
|