Библиотека >> Наука феноменологии духа
Наука феноменологии духа
Г.В.Ф.Гегель
НАУКА ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. О научном познании. Стихия истинного есть понятие и его истинная форма — научная система; — Теперешняя точка зрения духа; — Принцип не есть завершение, против формализма; — Абсолютное есть субъект; — и что такое субъект; — Стихия знания; — Возведение в нее есть феноменология духа; — Превращение представляемого и известного в мысль; — и превращение мысли в понятие; — Насколько феноменология духа негативна или содержит ложное; — Историческая и математическая истина; — Природа философской истины и ее метод; — против схематизирующего формализма; — Что требуется при изучении философии; — Дискурсивное мышление в своем негативном отношении; — в своем положительном отношении; его субъект; — Естественное философствование как здравый человеческий смысл и как гениальность; — Заключение, отношение писателя к публике. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НАУКА ОБ ОПЫТЕ СОЗНАНИЯ Введение. (А) Сознание I. Чувственная достоверность или “это” и мнение. II. Восприятие или вещь и иллюзия. III. Сила и рассудок, явление и сверхчувственный мир. (В) Самосознание IV. Истина достоверности себя самого. А. Самостоятельность и несамостоятельность самосознания; господство и рабство. В. Свобода самосознания; стоицизм, скептицизм и несчастное сознание. С. [Абсолютный субъект] (А. А.) Разум (В. В.) Дух (С. С.) Религия (D. D.) Абсолютное знание V. Достоверность и истина разума. А. Наблюдающий разум. а) Наблюдение природы. Описание вообще; Признаки; Законы. Наблюдение органического. б) Отношение его к неорганическому; в) Телеология; г) Внутреннее и внешнее; бб) Внутреннее; законы его чистых моментов, чувствительности и т. д.; внутреннее и его внешнее; вв) Внутреннее и внешнее как форма; гг) само внешнее как внутреннее и внешнее или органическая идея, перенесенная на неорганическое; органическое с этой стороны, его род, вид и индивидуальность. в) Наблюдение самосознания в его чистоте и в его отношении к внешней действительности; логические и психологические законы с) Наблюдение самосознания в его отношении к своей непосредственной действительности; физиогномика и френология. В. Претворение разумного самосознания в действительность им самим. а) Удовольствие и необходимость. в) Закон сердца и безумие самомнения. с) Добродетель и общий ход вещей. С. Индивидуальность, которая видит себя реальной в себе самой и для себя самой. а) Духовное животное царство и обман или сама суть дела. в) Разум, предписывающий законы. с) Разум, проверяющий законы. VI. Дух. А. Истинный дух, нравственность. а) Нравственный мир, человеческий и божественный закон, мужчина и женщина. в) Нравственное действие, человеческое и божественное знание, вина и судьба. с) Правовое состояние. В. Отчужденный от себя дух; Образованность. I. Мир отчужденного от себя духа. а) Образованность и ее царство действительности. в) Вера и чистое здравомыслие. II. Просвещение. а) Борьба просвещения с суеверием. в) Истина просвещения. III. Абсолютная свобода и ужас. С. Дух, обладающий достоверностью себя самого. Моральность. а) Моральное мировоззрение. в) Перестановка. с) Совесть, прекрасная душа, зло и его прощение. VII. Религия. А. Естественная религия. а) Светлое существо. в) Растение и животное. с) Мастер. В. Художественная религия. а) Абстрактное произведение искусства. в) Живое произведение искусства. с) Духовное произведение искусства. С. Религия откровения. VIII. Абсолютное знание. Примечания. Список терминов. -------------------------------------------------------------------------------- Г.В.Ф.Гегель ПРЕДИСЛОВИЕ [I. Научная задача нашего времени. — 1.Истина как научная система.] — Объяснение в том виде, в каком его принято предпосылать произведению в предисловии, — по поводу цели, которую ставит себе в нем автор, а также по поводу его побуждений и того отношения, в каком данное произведение, по его мнению, стоит к другим, прежним или современным, опытам разработки того же предмета, — такое объяснение в философском сочинении как будто не только излишне, но по сути дела даже не соответствует и противоречит цели его. Ибо то, как в предисловии было бы уместно говорить о философии и что было бы уместно сказать, — дать, например, историческое разъяснение тенденции и точки зрения, общего содержания и результатов, показать связь разноречивых утверждений и уверений, касающихся истинного, — это не может считаться тем способом, каким следовало бы излагать философскую истину. — Кроме того, так как философия по существу своему относится к стихии всеобщности, которая включает в себя особенное, то в ней чаще, чем в других науках, впадают в иллюзию, будто в цели и в конечных результатах выражается сама суть дела, и даже в совершенной ее сущности, рядом с чем выполнение, собственно говоря, несущественно. | ||
|