Библиотека >> Многообразие религиозного опыта
Скачать 295.15 Кбайт Многообразие религиозного опыта
– Мнение проф. Леуба. – О людях, которые кажутся неспособными пережить обращение. – Два типа обращений. – Подсознательное созревание процесса обращения. – Безволие. – Его значение в религиозной жизни. – Примеры.
Лекция X ОБРАЩЕНИЕ (окончание) Мгновенное обращение. – Существенен ли для этого явления признак внезапности – Внезапность обращения зависит от индивидуальных психических особенностей личности. – Сублиминальное сознание. – "Автоматизм". – Явление мгновенного обращения объясняется наличностью в субъекте, пережившем его, очень развитой сублиминальной жизни сознания. – Ценность обращения определяется не течением процесса, но его плодами. – Внезапность обращения не отражается на его плодах. – Мнение проф. Джорджа Ko. – Плодом обращения является "состояние святости". – Психологическое объяснение процессов обращения не исключает предположения о непосредственном вмешательстве Бога. – Чувство вмешательства "высшей силы". – Взаимоотношение эмоциональных и интеллектуальных элементов веры. – Мнение проф. Леуба. – Характерные черты "состояний веры": утверждение жизни; чувство познания истины; изменение всего облика мира. – Сенсорный и моторный автоматизм. – Прочность результатов обращения. Лекция XI, XII и XIII СВЯТОСТЬ Сент-Бев о результатах обращения. – Тот или иной характер человека определяется соотношением побуждающих и задерживающих моментов его психики. – Господствующее побуждение. – Гнев. – Значение высших побуждений. – Руководящим началом праведной жизни являются высшие духовные побуждения. – Последние почти совсем уничтожают влияние чувственных побуждений. – Схематическое изображение в механических терминах процесса изменений характера. – Характерные черты состояния святости. – Чувство реальности высшей силы. – Душевный покой, милосердие. – Покорность, мужество, терпение и т.д., – Их связь с прекращением напряженной деятельности личной воли. – Чистота жизни. – Аскетизм. – Послушание, – Нищета. – Демократизм и гуманность. Лекция XIV и XV ЦЕННОСТЬ СВЯТОСТИ Ценность святости определяется ценностью ее плодов для человеческой жизни. – Кроме того, она определяется тем или иным представлением о Боге, которое связано с ней. – Религиозный опыт удаляет из религии лишенные ценности элементы. – Эмпиризм далек от скептицизма. – Личная и групповая религия. – Одиночество и уединенность основателей религий. – Успех проповеди религиозного учения неизбежно ведет к искажению первоначального учения. – Крайности религиозного фанатизма. – Фанатическая набожность. – Теопатические состояния. – Чрезмерное стремление к чистоте. – Чрезмерное милосердие. – Человек может быть совершенным только в совершенной среде. – Святые являются созидателями добра в мире. – Чрезмерный аскетизм. – Аскетизм служит символом стремления к героизму. – Культ милитаризма и нищеты, как эквивалент аскетизма. – Положительные и отрицательные черты святости. – Противоположность святого и властного характера. – Борьба двух идеалов: святости и силы, борьбы и непротивления. – При оценке этих идеалов необходимо учесть их социальное значение. Лекция XVI и XVII МИСТИЦИЗМ Определение понятия "мистицизм". – Четыре характерных признака мистических состояний сознания. – Простейшие примеры таких состояний сознания. – Мистицизм и алкоголь. – "Откровения", являющиеся следствием влияния анестезирующих средств. – Религиозный мистицизм. – Мистические состояния, навеянные красотой природы. – Сознание присутствия Бога. – "Космическое сознание". – Йога. – Буддистский мистицизм, – Суфизм. – Христианские мистики. – Их чувство откровения. – Тоническое действие мистических состояний. – Мистики передают содержание своих переживаний только в отрицательных терминах. – Чувство единения с Абсолютным. – Мистицизм и музыка. – Три заключения. – 1) Авторитетность мистических состояний для лиц, переживших их. – 2) Их неавторитетность для остальных людей. – 3) Мистический опыт разрушает притязания рационалистических состояний сознания на исключительную авторитетность. Лекция XVIII ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ Первенство чувства в религиозной жизни; философское умозрение является производной функцией. – Интеллектуализм требует освобождения богословских построений от субъективизма. – "Догматическое богословие". – Критика установленных им атрибутов Бога. – "Прагматический" критерий ценности отвлеченных построений. – Метафизические атрибуты Бога не имеют жизненного значения. – Нравственные атрибуты Бога имеют практическое значение, но богословие подводит под них слабые доказательства; общая несостоятельность схоластического богословия. – Трансцендентальный идеализм; его принципы, – Джон Кэрд. – Несостоятельность его теории. – Философия может иметь большое значение для религии, если обратится в "науку о религиях". Лекция XIX ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ Роль эстетических элементов в религии. – Противоположность католичества и протестантства. – Жертвоприношение и исповедь. – Молитва. – Религия полагает, что в молитве совершается реальный духовный процесс с реальными последствиями. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
| ||
|