Библиотека >> Многообразие религиозного опыта

Авторы: Джемс Вильям
Скачать 295.15 Кбайт
Многообразие религиозного опыта

Вильям Джемс

МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
Перевод В.Г.Малахиевой-Мирович и M.B.Шик

William James
The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature
Being the Gifford Lictures on Natural Religion Delivered at Edinburgh in 1901-1902
Издание журнала "Русская Мысль". Москва, 1910


Предисловие
Лекция I
РЕЛИГИЯ И НЕВРОЗ

Введение: религия будет рассматриваться нами не с антропологической точки зрения; материалом для нашего исследования послужат "человеческие документы". – Вопрос об установлении факта и вопрос о ценности. – Религиозные люди часто бывают психически неуравновешенными. – Критика медицинского материализма, отвергающего ценность религии. – Опровержение теории сексуального происхождения религии. – Все без исключения состояния сознания обусловлены органическими процессами. – Значение состояний сознания определяется не их происхождением, но ценностью их результатов. – Три критерия для определения ценности; происхождение не может быть таким критерием. – Преимущества психопатического душевного склада в тех случаях, когда ему сопутствует одаренность большими интеллектуальными способностями. – Преимущества такого склада в религиозном отношении.
Лекция II
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Невозможность отвлеченного определения религии. – Не существует специфического "религиозного чувства". – Религия, как учреждение, и религия, как личное переживание. – Настоящая лекции ограничатся рассмотрением религии, как личного переживания. – Определение религии в этих границах. – Определение термина "Божество". – "Божеством" мы называем то, что вызывает в нас особого рода "торжественное" чувство. – Невозможность точного установления терминов, относящихся к области религиозных переживаний. – Необходимость изучать религиозные переживания на примерах, наиболее резко выраженных. – Два способа приятия мира. – Эмоциональные элементы играют гораздо большую роль в религии, чем в философии. – Характернейшей чертой религиозного переживания является восторженность, окрашенная торжественным чувством. – Способность религии преодолевать страдания. – Биологическое значение этой способности.
Лекция III
РЕАЛЬНОСТЬ НЕВИДИМОГО

Объекты чувств и объекты умозрения. – Значение последних для веры. – Взгляд Канта. – Существует чувство и восприятие иной реальности кроме той, которая воспринимается внешними чувствами. – Чувство "присутствия невидимого". – Чувство ирреальности. – Чувство присутствия Бога. – Мистический опыт. – Еще о чувстве присутствия Бога. – Убедительность иррационального опыта. – Бессилие рационализма в области веры. – Элементы радости и печали в религиозных переживаниях.
Лекция IV и V
РЕЛИГИЯ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Основная цель человеческой жизни – счастье. – Типы один раз и дважды рожденных душ. – Уот Уитман. – Смешанный характер религиозного настроения древних греков. – Сознательное душевное здоровье. – Его целесообразность. – Рост либерального движения в христианстве служит наглядным доказательством его целесообразности. – Оптимистическое мировоззрение встречает поддержку в популярно-научных сведениях. – Движение "духовного врачевания". – Верования, лежащие в его основе. – Его учение о зле. – Его сходство с лютеранством. – Чтобы "спастись", нужно отказаться от активного проявления личной воли. – Методы духовного врачевания: внушение, размышление, "самоуглубление". – Духовное врачевание проверяет свое учение и методы применением их на практике. – Возможность и правомерность глубоко различных отношений к миру. – Приложение.
Лекция VI и VII
СТРАЖДУЩИЕ ДУШИ

Душевное здоровье и раскаяние. – Плюрализм философии душевного здоровья.– Две степени душевной болезненности. – Неустойчивость "порога скорби". – Ненадежность счастья. – Неудачи и страдания – удел каждой души, – Пессимизм – неизбежный вывод из чисто натуралистического мировоззрения. – Пессимизм эллинов и римлян. – Патологическое преувеличение тягостного ощущения действительности. – "Ангедония". – Меланхолия, сопровождающаяся озлобленностью и раздражительностью. – Способность чувствовать прелесть мира и быть им очарованным есть дар, независящий от нашего сознания и нашей воли. – Потеря этого дара изменяет для нас весь облик мира. – Толстой. – Баньян. – Аллайн. – Патологический страх. – Корень религиозной проблемы лежит в беспросветном отчаянии и чувстве гибели. – Антагонизм религии душевного здоровья и религии страждущих душ. – Нельзя закрывать глаза на проблему зла.
Лекция VIII
РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Гетерогенные личности. – Внутреннее "я" достигает полного единства лишь постепенно. – Примеры раздвоения личности. – Процесс внутреннего объединения души не всегда принимает религиозную форму. – "Контр-обращение". – Другие примеры. – Постепенное и внезапное объединение личности. – Толстой. – Баньян.
Лекция IX
ОБРАЩЕНИЕ

Опыт Брэдли. – Психология изменений характера. – Эмоциональные возбуждения создают новые центры личной энергии. – Схематическое изображение этого процесса. – Параллель, проводимая проф. Старбэком между обращением и нормальным процессом нравственного роста в отроческие годы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151