Библиотека >> Иметь или быть
Иметь или быть
Э.Фромм
Иметь или быть Erich Fromm "To Have Or to Be?" © Copyright Эрих Фромм, 1997 © Copyright Войскунская Н., Каменкович И., Комарова Е., Руднева Е., Сидорова В., Федина Е., Хорьков М., перевод с английского Изд. "АСТ", М., 2000 OCR, Spellcheck, HTML: Сергей Вырко, 19 Aug 2000 Ответственный редактор серии д-р филос. н., проф. П. С. Гуревич Составитель, автор предисловия д-р филос. н., проф. П. С. Гуревич Перевод с английского Войскунской Н., Каменкович И., Комаровой Е., Рудневой Е., Сидоровой В., Фединой Е., Хорькова М. Художник Ю. Д. Федичкин Фромм Э. Ф 91 Величие и ограниченность теории Фрейда. -М.: 000 "Фирма "Издательство ACT", 2000. - 448 с. - (Классики зарубежной психологии). ISBN 5-237-04524-3. Основоположник неофрейдизма Э.Фромм рассказывает в работах, собранных в этой книге, о том, как преображается внутренний мир человека. Пациент приходит к врачу и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанные тайны. Все существо человека проходит через потрясение, через катарсис. Стоит ли заставлять пациента переживать заново жизненные катаклизмы, детские боли, завязи мучительных впечатлений? Ученый развивает концепцию о двух полярных модусах человеческого существования - обладании и бытии. Книга предназначена для широкого круга читателей. ББК 88 љ 1980 by The Estate of Erich Fromm љ ООО "Фирма "Издательство ACT", 1998 Содержание Величие и ограниченность самого Фромма Иметь или быть ? Предисловие Введение. Большие Надежды, их крах и новые альтернативы Конец иллюзии Почему Большие Надежды потерпели крах? Экономическая необходимость изменения человека Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе? Часть первая. Понимание различия между обладанием и бытием I. Первый взгляд ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЛАДАНИЕМ И БЫТИЕМ ПРИМЕРЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИДИОМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Давние наблюдения Современное словоупотребление ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНОВ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ ОБЛАДАНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ II. Обладание и бытие в повседневной жизни ОБУЧЕНИЕ ПАМЯТЬ БЕСЕДА ЧТЕНИЕ ВЛАСТЬ ОБЛАДАНИЕ ЗНАНИЕМ И ЗНАНИЕ ВЕРА ЛЮБОВЬ III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта ВЕТХИЙ ЗАВЕТ НОВЫЙ ЗАВЕТ МАЙСТЕР ЭКХАРТ (ок. 1260-1327) Концепция обладания у Экхарта Концепция бытия у Экхарта Часть вторая. Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования IV. Что такое модус обладания? ОБЩЕСТВО ПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ -- ОСНОВА МОДУСА ОБЛАДАНИЯ ПРИРОДА ОБЛАДАНИЯ Обладание -- Сила -- Бунт ДРУГИЕ ФАКТОРЫ, НА КОТОРЫЕ ОПИРАЕТСЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ОБЛАДАНИЕ ПРИНЦИП ОБЛАДАНИЯ И АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР АСКЕТИЗМ И РАВЕНСТВО ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОБЛАДАНИЕ V. Что такое модус бытия? БЫТЬ АКТИВНЫМ АКТИВНОСТЬ И ПАССИВНОСТЬ Активность и пассивность в понимании великих мыслителей БЫТИЕ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ ОТДАВАТЬ, ДЕЛИТЬСЯ С ДРУГИМИ, ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ VI. Другие аспекты обладания и бытия БЕЗОПАСНОСТЬ - ОПАСНОСТЬ СОЛИДАРНОСТЬ - АНТАГОНИЗМ РАДОСТЬ - УДОВОЛЬСТВИЕ ГРЕХ И ПРОЩЕНИЕ СТРАХ СМЕРТИ - УТВЕРЖДЕНИЕ ЖИЗНИ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС - ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ Часть третья. Новый человек и новое общество VII. Религия, характер и общество ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА Социальный характер и социальная структура СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И "РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ" ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗАПАДНЫЙ МИР ХРИСТИАНСКИМ? "Индустриальная религия" "Рыночный характер" и "кибернетическая религия" ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ VIII. Условия изменения человека и черты нового человека НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК IX. Черты нового общества НОВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ НОВОЕ ОБЩЕСТВО: ЕСТЬ ЛИ РЕАЛЬНЫЕ ШАНСЫ СОЗДАТЬ ЕГО? Величие и ограниченность самого Фромма Эрих Фромм (1900--1980) -- немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма. Неофрейдизм -- это получившее распространение главным образом в США направление современной философии и психологии, сторонники которого соединили психоанализ 3. Фрейда с американскими социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен и Эрих Фромм. Неофрейдисты подвергли критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но сохранили при этом важнейшие компоненты его концепции (учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности, изначально присущих каждому индивиду). Названные ученые перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Они сделали это, стремясь ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать. Причиной неврозов у человека неофрейдисты считают тревогу, которая зарождается еще у ребенка при столкновении с враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания. | ||
|