Библиотека >> О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России
Скачать 50.72 Кбайт О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России
Его философские взгляды изложены в труде "Опыт о человеческом разуме" (1690). Локк - основоположник эмпиризма, согласно которому человеческое знание основывается не на врожденных идеях, а исходит непосредственно из опыта; опыт в свою очередь опирается на ощущения и их восприятие душой человека.
Иммануил Кант (Kant) (1724-1804) нем. философ, родоначальник нем. классической философии. Своими учителями считал Лейбница и Юма; под влиянием последнего Кант отошел от догматического рационализма. Наиболее важными сочинениями Канта являются "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788) и "Критика способности суждения" (1790). Фундамент всех трех "Критик" есть учение о "вещах в себе" - явлениях и вещах внешнего мира, которые, будучи непознаваемы, только дают материю ощущений. Человеческое сознание упорядочивает эти ощущения в пространстве и во времени и доставляет понятия, посредством которых постигается опыт. Разум человеческий ничего выше опытного познать не может и, следовательно, не может иметь твердых доказательств бытия Божия. Иоганн Готлиб Фихте (Fichte) (1762-1814) - нем. философ, последователь И. Канта, не принявший, однако, кантовскую идею "вещи в себе". Основные философские идеи Фихте изложены им в труде "Основа общего наукоучения" (1794), который представляет собой курс лекций (читанных в Йенском университете), дополнявшийся им в течение всей жизни. Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (Schelling) (1775-1854) - нем. философ. Созданное им в перв. годы научного творчества натурфилософское учение изложено в труде "Система трансцендентального идеализма" (1800); затем Шеллинг разрабатывал "философию тождества", а с серед. 1810-х гг. постепенно перешел к так называемой философии мифологии и Откровения, носившей мистический характер. Из всех европейских философов Шеллинг оказал наибольшее влияние на развитие рус. философской мысли XIX столетия. В 1820-1840 гг. с ним встречались П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, братья Киреевские, С.П.Шевырев, Ф.И.Тютчев и многие др. И.В. Киреевский высоко ценил диалектику Шеллинга, но решительно не принимал его поздние религиозные взгляды. Отзывы И.В.Киреевского о философии Шеллинга содержатся в статьях "Девятнадцатый век" (1832), "Речь Шеллинга" (1845), "Обозрение современного состояния литературы" (1845), "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России" (1852) и "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1856). Интересно сравнить мнения И.В.Киреевского и А.С.Хомякова, писавшего о Шеллинге: "Примиритель внутреннего разногласия, восстановитель разумных отношений между явлением и сознанием, следовательно воссоздатель цельности духа, - Шеллинг дает разумное оправдание природе, признавая ее отражением духа. Из рационализма он переходит в идеализм, а впоследствии, по закону... собственного развития, ускоренного гегельянством... он переходит в мистический спиритуализм. Последняя эпоха его имеет, впрочем, значение эпизодическое еще более, чем философия практического разума у Канта, и далеко уступает ей в смысле гениальности. Первая же и действительно плодотворная половина Шеллинговой деятельности остается в важнейших своих выводах высшим и прекраснейшим явлением в истории философии до наших дней. Но приобретение, добытое путем рассудочного анализа, осталось опять только в области рассудка. Отражение всего разума в рассудке (т.е. разум на последней и венчающей степени его развития...) опять заняло место полного разума, и, следовательно, рассудок сохранил один за собою значение безусловно положительное, а все другие начала откинуты подразумевательно (implicite) в область отвлеченности" (Хомяков A.C. О современных явлениях в области философии // Полн. собр. соч. М., 1861. Т. 1. С. 292-293). Имеется в виду "Обозрение современного состояния литературы" (Москвитянин. 1845. №1, отд. "Критика". С. 1-28; №2, отд. "Критика". С. 56-78; №3, отд. "Критика". С. 18-30). В перв. части статьи сделан краткий обзор европейской философии перв. пол. XIX века. Варлаам Калабрийский (ум. 1348) монах из Калабрии (юг Италии), некоторое время живший в Византии, противник учения исихастов, отвергавший нетварность Божественного Фаворского света и насмехавшийся над исихастами, которые стремились к молитвенному соединению ума и сердца для созерцания Божественного света. На Первом Поместном Константинопольском Соборе 1341 года был признан еретиком и предан анафеме. Ересиарх уехал в Италию, где его учение было поддержано, и принял католичество, с 1342 г. - еп. Джерачейский (Калабрия). Знаменитый итал. поэт Франческо Петрарка (Petrarca) (1304-1374) брал у монаха Варлаама уроки греч. языка (летом 1342 г. в Авиньоне). У И.В.Киреевского несовпадение в датах: Академия в Неаполе была открыта в 1433 году. Платон (РлЬфщн) (427-347 до Р.Х.) - древнегреч. философ, основатель философской школы. Последовав было за своим учителем, Сократом, в убежденности во всемогуществе добра, но неизбежно столкнувшись со злом, Платон разработал учение о мире идей - вечных умопостигаемых прообразах реальных вещей, - мире, в котором предсуществует душа до соединения с телом и будет существовать и после смерти. | ||
|