Библиотека >> Роль воображения в «Критике чистого разума
Скачать 11.94 Кбайт Роль воображения в «Критике чистого разума
100). Пространство, являясь чистым условием внешнего созерцания, само ограничено этим внешним (созерцаемым). Время же есть условие созерцания а priori всех явлений вообще (трансцендентальная эстетика). Явления нам даны как представления, посредством синтеза рассудка форм чувственности, следовательно чистый синтез рассудка как синтетическое единство соотносится с чувственно данной формой. Это соотношение в априорном (чистом) созерцании есть рассудочный синтез как действие категорий только по отношению к условиям созерцания (предметов). Синтетическое единство представлений вообще, является возможностью самого созерцания этих представлений. Таким образом, синтетическое единство апперцепции предстает как априорное правило всеобщности, заключенное в категориях, которое посредством чувственных форм соотносится с явлениями как с конкретностью. Это и есть действие априорного правила всеобщности рассудочного синтеза в отношении к эмпирически-частному восприятию. Формы чувственности являются условиями созерцания и поэтому, являясь только условиями, они пассивны. Мышление это всегда действие рассудка (апперцепции) по отношению к многообразному и, следовательно, оно всегда спонтанно как действие. Если бы не было бы разделения чувственности и рассудка, то посредством действия данной спонтанности можно было бы объяснить априорное единство акта познания, как чувственно рассудочное единство. Но Кант жестко разделяет рассудок и чувственность трансцендентального субъекта. Тогда возникает проблема объяснения действия спонтанности рассудка по отношению к чувственности. Следовательно, разделенность чувственности и рассудка a priori может быть сохранена лишь при наличии связи между ними (в едином акте познания), позволяющей объяснить единство синтеза представлений в познании, не отождествляя при этом рассудок и чувственность. Эта «третья» способность души должна определять категории к чувственному созерцанию.
Обратимся к схематизму чистых рассудочных понятий как пояснению о применении категорий к явлениям. Чистые рассудочные понятия есть всеобщие правила синтеза (формы) и их нельзя встретить ни в одном созерцании (чувственном). Отсюда следует, что необходимо нечто третье, однородное, не только с явлениями, но и с чистыми рассудочными понятиями. «Это посредствующее представление должно быть чистым (не заключающим в себе ничего эмпирического) и тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой - чувственным. Именно такова трансцендентальная схема» (стр. 123). Итак, посредством трансцендентальной схемы, логические функции рассудка связаны с чувственным созерцанием и объясняют связь посылок о невозможности познания до опыта, и обосновании необходимости существования априорного знания для возможности опыта (Введение, стр. 32). Схемой является «формальное и чистое условие чувственности, которым рассудочное понятие ограничивается в своем применении» (стр. 124). Следовательно, синтез (чувственный), как соединение представлений друг с другом в чувственном созерцании возможен лишь в рамках чистых понятий, как принципов этого синтеза, посредствам трансцендентальных схем. Соединение представлений созерцания есть действие рассудочной связи. Поэтому данный синтез, как было указанно выше, обладает теми же функциями, что и категории (понятия) (количество, качество и т.д.). С другой стороны, если целью «Критики» является объяснение самого синтеза (его правил), то исчезает неясность в определении синтеза (I ч.) между соединением представлений друг с другом, уже подразумевающее в себе единство данного соединения, и единением представлений как основанием этого единства, т.е. внесением единства в само соединение представлений. Чистые формы чувственного созерцания (Пространство и Время) сами по себе не есть проявление спонтанности и данная способность является действием рассудка (по отношению к чувственности) посредством трансцендентальных схем рассудочных понятий (категорий). Схема понятия есть, согласно Канту, то, посредством чего, всеобщность данного понятия соотносится с предметами созерцания, внося в них свою всеобщность. В приведенном примере понятия собаки (стр. 125) Кант определяет это как априорное правило при помощи воображения рисовать четвероногое животное в общем виде без ограничений частным обликом данным в опыте: «образ есть продукт эмпирической способности воображения, а схема чувственных понятий (как фигур в пространстве) есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения а priori» (стр. 125). Способность выражения Кантом отождествляется со схемой понятия в условиях чистого созерцания. «она представляет собой лишь чистый, выражающий категорию синтез сообразно правилу единства на основе понятий вообще, и есть трансцендентальный продукт воображения…» (стр. 125), в таком случае следует рассмотреть механизм данной схемы, как определение чистого воображения. Согласно Канту, связь есть представление реальности в понятиях, как величины, выраженной в количественном отношении степени ощущений и форме созерцания (времени) как условие восприятия явлений вообще. Все представления возникают через величину ощущений, заполняющей одну и ту же форму (время). | ||
|