Библиотека >> Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп

Скачать 89.13 Кбайт
Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп


Желающим покомиссарить в лагере (взрослым, разумеется) было сказано, по сути, следующее:
- мы не можем позволить себе во время лагерной смены тратить время и силы на споры ради истины в областях педагогики и этики, так как при этом мы зацикливаем дефицитную душевную энергию в своем кругу, обделяя ею детей;
- в качестве хозяев лагерной площадки мы объявляем свои взгляды, ценности, методы, предлагая или разделить их искренне, или "поиграть" в них во время смены, но не реализовывать ничего, им противоречащего; в противном случае просим не приезжать в лагерь вовсе;
- для споров отводятся специальные сессии либо до, либо после смены.

Что и было сделано. И тот, и все последующие лагерные сборы прошли успешно, не без помощи этого документа, который был впоследствии позаимствован как образец такого рода творчества и другими объединениями. Поэтому приводим его целиком, правда, в слегка облагороженном по части стилистики виде.
"1. Нравственность не формулируется исчерпывающе. В значительной мере наши представления о ней интуитивны - это и есть совесть. Аксиоматика описывает лишь некоторые своеобразные моменты наших представлений в этой области.
2. Мы не можем быть уверены, что являемся носителями Истины; в частности, свою трактовку морали не считаем единственно правильной и приемлемой для всех. В силу этого мы искренне уважаем людей, живущих по иным принципам, и мирно сосуществуем с ними.
Следствие 1: то, что человек руководствуется отличными от наших нравственными нормами, само по себе не является основанием считать его плохим человеком. Для того, чтобы оценивать его самого или его действия как безнравственные, необходимы фактические доказательства. Домыслы, интуиция в данном случае неприемлемы.
Следствие 2: безнравственность всегда вредна, но вред не всегда безнравственен. Хорошим человеком может быть и тот, кто пишет плохие стихи и рубит зеленые деревья.
Следствие 3: мирное сосуществование с окружающими предполагает принципиальный отказ от применения насилия, кроме случаев защиты от чужой агрессии на своей территории.
3. Мы не считаем авторитет силой, а попытку убедить - совершением насилия.
Следствие: это дает нам основания считать, что наша деятельность, основанная на ненасильственных методах, не является безнравственной, а тем более - преступной, поэтому нет никаких причин, чтобы не заниматься ею.

4.Для нас нравственность является главным свойством человека. Все остальные достоинства (талант, обаяние, интеллект, физические данные и пр.) принимаются в расчет лишь при этом условии.
5. Необходимые условия нравственности, критерии нашего понимания ее:
- порядочность как антитеза подлости;
- искренность как антитеза лжи и лицемерию;
- бескорыстие как антитеза стяжательству;
- ответственность как антитеза равнодушию и необязательности.
Следствие 1: противоречие между обязательностью и великодушием решается в пользу обязательности.
Следствие 2: противоречие между искренностью и тактичностью в нашем кругу решается в пользу искренности.
6. Недостатки, присущие большинству окружающих нас людей, пока неизбежны, потому понятны и простительны; пренебрежение ими большинством членов общества расценивается как гордыня и отнюдь не поощряется. Избавление от них - будущий результат длительного, в том числе и нашего, труда.
Следствие: поскольку "сверхнормативное" добро (равно как и "сверхплановое" зло) вызывает в обществе раздражение и противодействие, не следует безоглядно выставлять свои добродетели напоказ.
7. Граничные условия действия данной аксиоматики: принципами ее, а также многими другими, необходимо пренебречь, если в конкретной ситуации следование им создает непосредственную угрозу жизни конкретного человека или способно нанести серьезный ущерб его здоровью."
Можно долго и весело придираться к восходовской бумажке, но пусть этим занимаются теоретики. Мы же, практики, имеем возможность использовать ее в своих практических целях - в случае нужды взять за основу и, сохранив или изменив на противоположные ее положения, получить ценный для работы документ.

Понятно, что не все так, как ребята из "Восхода", комплексуют по поводу истины; у каждой группы свои представления о "своих" людях и своя мера терпимости к "чужим", свои представления о сосуществовании с реальным обществом и отдельными его частями; заметно разнятся критерии оценок, их градация, да и многое другое.
Но, не определившись в пространстве этих и других важнейших понятий, невозможно создать группу, предназначенную для интенсивного выполнения большого объема сложной, трудной работы в условиях, близких к экстремальным. Группе, рожденной для вальяжного времяпрепровождения без каких-либо планов и обязательств, наоборот, ничего этого не нужно. Значительная же часть случаев, как водится, лежит посредине.
На этом мы и закончим главу.

VI. О "КЛУБНОЙ ГЕРОНТОЛОГИИ".
Позволь, дорогой практик, эту главу начать с трюизма: человеку свойственно развиваться, изменяться.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46