Библиотека >> Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни

Скачать 62.55 Кбайт
Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни



Однако все эти предположения пока остаются не более чем догадками. Поэтому одной из самых насущных задач современных исследований в сфере ТА является получение убедительных объяснений происхождения директивного поведения.

МИНИСЦЕНАРИЙ

Директивы отражают жизненную позицию, построенную на обусловленной ОКейности. Они служат проявлением контрсценарных сообщений. Как и любые другие предписания, директивы могут выполнять в сценарии функцию защиты от более опасных решений, принятых в связи с запретами.

Но эта защита – палка о двух концах. Следуя директиве, я считаю, что "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета. Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета. В результате я начинаю испытывать отрицательные чувства, так как соприкасаюсь с ранним решением, принятым в связи с данным запретом.

Проделывая эти шаги, я каждый раз воспроизвожу свой сценарий в миниатюре. Тем самым я подкрепляю его.

Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием. Она показана схематически на рис. 16.1. [6]



ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств

СТОПОР (Я-Т+) Типичные формы вымогательства:
Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности

ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности, ярости

ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, "никто меня не любит", "все тщетно"
Рис. 16.1. Минисценарий

Позиция 1: директива

Минисценарий всегда начинается с директивы. Прислушиваясь к контрсценарному сообщению, которое звучит у меня в уме, я выказываю соответствующие данной директиве поведенческие реакции. Они длятся от полсекунды до семи секунд.

Выполняя директиву я не испытываю никаких эмоций. Мой Приспосабливающийся ребенок считает, что пока я руководствуюсь директивой, я ОК.

Это приводит к двум возможным результатам. Я могу суметь достаточно упорно постараться, поторопиться и т.д., чтобы удовлетворить требования моего Родителя. В этом случае я завершаю директивное поведение. После этого я перехожу либо к несценарному поведению, либо включаюсь в выполнение другой директивы.

В другом случае у меня может оказаться недостаточно сил для выполнения директивы. Я не удовлетворяю условиям ОКейности, которые выдвигает мой внутренний Родитель. Лишаясь этой обусловленной защиты, я считаю, что должен слушаться запрета, от которого защищался с помощью выполнения директивы.

В модели минисценария это обозначается движением от директивы (позиция 1) к одной из трех других позиций. Об этом говорится, что я прохожу через директиву и перехожу в следующую позицию.

Позиция 2: стопор

Допустим, в младенчестве я принял компромиссное решение: "Пока я совершенен, для меня ОК быть частью группы". Представим теперь, что я на какой-нибудь вечеринке. Я беседую с окружающими, всякий раз выполняя директиву "Будь Совершенным". В конце концов мне не хватает сил, чтобы делать все на должном уровне. Возможно, у меня начинает заплетаться язык, я путаю слова или говорю нечто, вызывающее смех.

В связи с этим я прохожу через директиву "Будь Совершенным" и иду дальше. Внутренне я сужу себя: "Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК. Люди вроде меня, у которых ничего не получается, не могут быть частью этой компании". Воспроизводя свое раннее решение не связываться, я вновь испытываю чувство собственной несостоятельности, которое впервые ощутил в детстве, принимая это решение.

В терминах минисценария этот запрет, который я слышу переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. В зависимости от содержания моего сценария, этот стопор может быть представлен любым из двенадцати запретов. Термин стопор используется также для обозначения самой позиции 2.

При переходе из директивы в стопор я меняю жизненную позицию. Я перехожу от директивного "Я ОК, если..." к "Я не-ОК, ты ОК".

Воспроизводя это принятое в связи с запретом раннее решение, я испытываю также связанное с ним неприятное детское чувство, – так называемое вымогательское чувство. Какое именно это будет чувство, зависит от конкретного содержания моего сценария. Все вымогательские чувства во второй позиции отражают жизненную позицию Я-Т+. Некоторые примеры таких чувств приведены на рис. 16.1.

Позиция 3: обвинение

Допустим, в детстве я решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае я могу быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения. Здесь моей жизненной позицией становится "Я ОК, ты не ОК".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35