Библиотека >> Магия и культура в науке управления.

Скачать 276.86 Кбайт
Магия и культура в науке управления.


Как поп девку в работницы нанимал
«Тебе, девка, житье у меня будет лехкое,— не столько работать, сколько отдыхать будешь!
Утром станешь, как подобат,— до свету. Избу вымоешь,двор уберешь, коров подоишь, на поскотину выпустишь, в хлеву приберешься и—
спи-отдыхай!
Завтрак состряпать, самовар согрешь, нас с матушкой завтраком накормишь—
спи-отдыхай!
В поле поработишь али в огороде пополешь, коли зимой — за дровами али за сеном съездишь и—
спи-отдыхай!
Обед сваришь, пирогов напечешь— мы с матушкой обедать сядем, а ты—
спи-отдыхай!
После обеда посуду вымоешь, избу приберешь и—
спи-отдыхай!
Коли время подходяче— в лес по ягоду, по грибы сходишь али матушка в город спосылат, дак сбегаешь. До городу рукой подать, и восьми верст не будет, а потом—
спи-отдыхай!
Из городу прибежишь, самовар поставишь. Мы с матушкой чай станем пить, а ты—
спи-отдыхай!
Вечером коров встретишь, подоишь, попоишь, корм задашь и—
спи-отдыхай!
Ужну сваришь, мы с матушкой съедим, а ты—
спи-отдыхай!
Воды наносишь,дров наколешь— ето к завтрему.и—
спи-отдыхай!
Постели наладишь, нас с матушкой спать повалишь. А ты, девка, день-деньской проспишь-проотдыхашъ — во што ночь-то будешь спать?
Ночью попрядешь, поткешь, повышивашь, пошьешь и опять—
спи-отдыхай!
Ну, под утро белье постирать, которо надо — поштопашь да зашьешь и—
спи-отдыхай!
Да ведь, девка, не даром. Деньги платить буду. Кажной год по рублю! Сама подумай. Сто годов — сто рублев. Богатейкой станешь!» v
Вот таким жадным и ленивым попом и воспринимается в нашей культуре тот, кто позволяет себе отрыто наслаждаться жизнью за счет труда других. Но это в культуре, то есть в готовых представлениях, принятых нами от общества. А если задуматься? Если отбросить уже готовое отношение к этой сказочке и попробовать поглядеть как бы сквозь нее на окружающую жизнь. Просто попробуйте подыскать в настоящем кого-то, кто подходил бы под эти образы, кого-то, на кого они оденутся как одежка.
Что получается? Есть ли среди нас такие работяги, которые вот так бы вкалывали на хозяина, как это здесь описано? Вряд ли... Может, во времена создания сказки и были, но сейчас таких дураков нет! Это определенно.
Хорошо. А есть ли вообще такие люди, которые способны так трудиться? Первое ощущение, что нет. Но это только потому, что вы все еще удерживаете заданный сказкой образ — трудиться на другого. А посмотрите вокруг, и вы увидите или вспомните по
27 Как поп работницу нанимал // Русские народные сказки. -- М.: Дет. Лит.,
1976.
своему опыту, что время от времени многие из нас начинают вламывать без сна и отдыха сутками напролет. Когда это приходит?
Во времена творческих взлетов. Чаще всего, когда мы создаем собственное дело. К примеру, делаем научное открытие, творим произведение искусства или создаем свое предприятие. Иначе говоря, когда мы всецело захвачены какой-то идеей или образом.
Так вот, значит, о ком этот рассказ. О Хозяине собственного дела, в начале его творения. А кто такой этот поп, если исходить из того, что это ты вкалываешь, создавая себе предприятие, которое тебя будет кормить, поить и лелеять в старости?
Да он просто воплощение твоей мечты о наслаждении! Он — тот образ, который тебя ведет. Придет время, и я получу по справедливости! Придет время, и я не буду работать и страдать. И уж я постараюсь, чтобы ни дуновения работы, ни касания страдания ко мне не проникало. Уж я это отслежу! Почему? Да потому, что я это очень хорошо изучил, я это прошел и прострадал. И теперь я точно знаю, в каком направлении наслаждения нет. И даже если я плохо знаю, что такое наслаждение, и где оно лежит, я не ошибусь в своем стремлении к нему, потому что я знаю, куда больше ходить не надо!
Что же делать: идти вслед за культурой и осуждать бездельников и эксплуататоров или выйти на битву с миром за наслаждение и возвращение утраченного рая? Опять выбор. Жить ради общественных норм поведения, жить ради других или жить ради себя?..
Страх перед другими заставляет нас быть неуязвимыми и управляемыми. По сути, избирая следовать общественным требованиям, мы избираем не жить. И не быть собой. Мы так забиты, что готовы служить хоть цирковой собачкой, только бы не били больше! В общем, чего тут говорить — выбирайте сами.
Но если мы избираем в конце концов перестать всю жизнь озираться и сжиматься и решаем построить свой мир, где можно будет раскрыться и творить, придется сделать следующий выбор:
в чужом мире ты еще можешь быть униженным и опущенным холуем, но свой мир может иметь только Хозяин.
Как идти по миру — слугой или Хозяином? Дрожать или наслаждаться? Пережидать эту жизнь или жить? Если мы выбираем быть Хозяином собственной жизни, то встает множество вопросов о том, как это сделать. И пока я могу сказать только одно: учиться и учиться. Но с чего начать?
Как и с образом самого действенного устроения предприятия — с образом Дома, — придется опереться на те образы, которые для нас более всего работают и наиболее приемлемы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149