Библиотека >> Онтологические проблемы референции.

Скачать 248.02 Кбайт
Онтологические проблемы референции.

Так, имя собственное является единичным выражением обращения, которое используется, чтобы обеспечить референцию к единственному индивиду или предмету. Возникающий в этой связи вопрос таков: в силу чего имена отсылают к их носителям? Согласно Расселу и Фреге, имя выбирает своего носителя в силу некоторой связанной с именем дескриптивной информации, которая относится исключительно к носителю имени.

Признание референциальности определенных дескрипций имеет важное следствие для теории референции в целом, если оно дополнено тезисом, что такие дескрипции референциальны именно в силу определенности своего дескриптивного содержания. Милль считал определенные дескрипции (относящиеся к тому, что он называл составными именами индивидов) подобными собственным именам в обладании референцией, но отличными от последних в следующем отношении: тогда как собственные имена только обозначают предметы, будучи просто их знаками, составные имена индивидов коннотативны, то есть непрямым образом обозначают (коннотируют) еще и атрибуты, вследствие обладания которыми данные предметы обозначаются данными составными именами. Некоторые современные теории референции настаивают на сохранении различия между коннотирующими и неконнотирующим именами индивидов, делая из этого различия далеко идущие выводы. Но это требует определения статуса случаев, которые можно выделить как пограничные — считать ли, например, терминВторая Мировая Война' собственным именем и отказывать ему, таким образом, в дескриптивном содержании (что не очень совмещается с составным характером термина) или же отнести его к коннотативным составным именам (что, возможно, противоречит характеру употребления этого термина как обычного собственного имени)?

1.1.2. Индивидуальные и общие имена

Иногда различают между общими и индивидуальными именами. Общее имя традиционно понималось как такое, которое, если воспользоваться определением Милля, можно правильно утверждать в одном и том же смысле относительно каждой из неопределенного множества вещей, а индивидуальное — как такое, которым правильно можно обозначить в одном и том же смысле одну единственную вещь. В этом определении, как видно, предполагается и определенная асимметрия (впоследствии развитая Фреге) между общими и индивидуальными именами (шире, единичными терминами) в отношении их ролей в предложениях. Это указывает на различие в характере предполагаемых связей с реальностью, носителями которых считаются, соответственно, индивидуальные и общие имена. Для обоих случаев, все же, теория познания, которой придерживался Милль, предписывает сходные механизмы этих связей: именуемые предметы есть ни что иное, как совокупности вызываемых ими в нас ощущений. Это относится и к свойствам, которые обозначаются сказуемыми в предложениях и терминами, которые Милль называет абстрактными именами (такими какбелизна',добродетель' и т.д.) и которые, по-видимому, должны располагаться в его классификации среди индивидуальных имен: то, что именует терминбелизна' — признак белизны — есть ни что иное, как определенные ощущения, которые вызывают в нас предметы, окрашенные соответствующим образом. (И в этом отношении такие термины, пожалуй, ближе к общим именам.) Общие имена прямо указывают на все так окрашенные вещи, а косвенно — на сам признак, т.е. на определенные ощущения, которые в нас вызывают соответствующим образом окрашенные предметы; таким же свойством соозначивания (коннотации) обладают, по Миллю, в отличие от простых индивидуальных имен (имен собственных), составные индивидуальные имена.

С точки зрения Фреге, значения предложений приоритетны по отношению к значениям составляющих его выражений; только в контексте логического анализа предложений можно судить о семантических характеристиках составляющих их слов и выражений. Значением изъявительного предложения признается его истинностное значение, а соответствующая ему логическая структура предполагает подлежащее и сказуемое. Семантические свойства того, что может быть подлежащим или, иначе, субъектом в предложениях такого вида, согласно концепции Фреге, существенно отличаются от семантических свойств того, что может быть в таких предложениях сказуемым (или, иначе, предикатом). Семантика выражений второго типа определяет их как имена понятий, которые, в свою очередь, расшифровываются Фреге как функции, которым могут соответствовать предметы (насыщать их, в терминологии Фреге). Выражения, которые можно сопоставить единичным терминам — это, соответственно, те, которые могут выполнять роль субъектов в предложениях субъектно-предикатного вида: они обозначают предметы, подпадающие под понятия (или понятия, подпадающие под другие понятия — в этом случае имя понятия не может быть заменено на имя предмета без изменения значения предложения).


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152