Библиотека >> О благодати и свободе воли

Скачать 30.53 Кбайт
О благодати и свободе воли

Итак, что же? Следовательно, это дело [спасения] целиком зависит от свободного выбора, это только его заслуга, поскольку соглашается он? Безусловно. Однако это не так, ибо само согласие, в котором состоит вся заслуга, происходит от него [от Бога], ибо сказано: "мы не способны были сами помыслить" (а это меньше, чем согласиться) "что от себя, как бы от себя" (II Кор., III, 5)*. Не мои слова, но Апостола, который все, что может происходить от добра, т.е. и мыслить, и хотеть, и совершать, приписывает благоволению бога (Филип., II, 13), но не своему выбору. Следовательно, если бог эти три [способности] -- мыслить, хотеть и совершать добро, -- создает в нас, то первое, видимо он совершит без нас, второе -- с нами, третье -- посредством нас. Ибо, внушая добрые помыслы, нас упреждает; изменяя злую волю, к себе посредством согласия приобщает, управляя согласием, внутреннее побуждение проявляет вовне в совершаемом нами деле. Поистине, мы никоим образом не можем его [Бога] упредить. Если же он не упредит, то не найдет ни одного доброго и не спасет никого. Следовательно, без сомнения, Богом вершится наше спасение, а не посредством нас [14], и, во всяком случае, не с нами. Однако согласие и дело хотя и не от нас, но уже и не без нас. Итак, не первое, в чем мы, конечно, совершенно не участвуем; и не последнее, что в большинстве случаев исторгает или бесполезный страх, или постыдное лицемерие, но только среднее засчитывается нам в заслугу. Только добрая воля, очевидно, достигает этого, остальное не приносит пользы, если она отсутствует. Но я бы сказал, не приносит пользы делающему, а не направляющему. Итак, намерение способствует заслуге, действие -- подобию; предшествующий им помысел -- только побуждению.


47. Следовательно, надо заботиться о том, чтобы, мы, чувствуя, как внутри нас и с нами невидимо совершается это [спасение], не приписывали его своей воле, которая нестойка, или принуждению Божиему, которого не существует; но только одной благодати, которой Бог полон. Именно она побуждает к свободному выбору, сея замысел; очищает, изменяя состояние; укрепляет, подводя к действию, охраняет, дабы не чувствовать усталости. Таким же образом она действует купно со свободным выбором, ибо лишь в первом случае его опережает, а в остальных -- сопутствует ему, и для того непременно опережает, чтобы далее он действовал вместе с ней. Итак, то, что от благодати лишь берет начало, равным образом совершается и тем и другим [благодатью и свободным выбором], ибо они действуют вместе, а не по отдельности, единовременно, а не по очереди, посредством отдельных свершений. Не частично благодать, не частично свободный выбор, но все целиком преодолевают совместными усилиями. Все -- он, и все -- она; но как все в нем, так все из нее.

48. Верим, что читателю нравится, что мы никоим образом не отступаем от смысла сказанного Апостолом. И пусть наш разговор отклоняется в разные стороны, мы снова и снова приходим почти к тем же самым его словам. Что же еще звучит у нас, как не следующее: "не от желающего и не от подвизающегося, но от бога милующего" (Рим., IX, 16). И он говорит это поистине не потому, что кто-то может возжелать или устремиться к суете, но потому, что тот, кто желает и стремится, не в себе, но в том, от кого получил и желание и стремление, должен бы восславиться. Ведь он говорит: "Что ты имеешь, чего бы не получил?" (I Кор., IV, 7). Ты создаешься, очищаешься, спасаешься. Что из этого у тебя от тебя самого, о человек? Что из этого доступно свободному выбору? Ни создать себя, если ты не существовал, ни оправдать если ты грешник, ни воскресить, если ты мертв, себя самого ты не мог. Я уж умалчиваю об остальном добре, которое необходимо для очищения или уготовано для спасения. То, о чем мы говорим, касается первого и последнего. Но и относительно среднего никто не сомневается, разве только тот, кто не ведая праведности Божией и усиливаясь установить свою, не покоряется праведности Божией (Рим., X, 3). И что же? Ты признаешь силу созидающего, славу спасающего, и отрицаешь правду очищающего? "Исцели меня, Господи, -- говорит, -- и исцелен буду, спаси меня -- и спасен буду; ибо ты -- хвала моя" (Иерем., XVII, 14). Он сознавал правду Божию, он надеялся им равно как очиститься от греха, так и освободиться от горя; и потому хвалу ему, а не себе воздал. Из-за этого и Давид, повторяя: "не нам, господи, не нам, -- говорит, -- по имени твоему дай славу" (Псалм., СXIII, 9), ибо он ожидал от бога и покров праведности и покров славы. Кто тот, кто отрицает правду Божию? Кто тот, кто оправдывает сам себя? Кто ждет себе заслуг откуда угодно, но не от благодати. Ведь, тот, кто создал то, что может спасти, также определяет, откуда спасет. Он сам, говорю я, дарует заслуги: тот, кто создал тех, кому дарует. "Что же я воздам, -- говорит, -- господу за все", что не дал, но "воздал мне?". И он признает, что его существование и его праведность -- от Бога, ибо если бы он отрицал и то и другое, погубил бы и то и другое, непременно утрачивая то, от чего он праведен, и таким образом осуждая, сто он существует.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17