Библиотека >> Заметки в книге - Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного

Скачать 7.49 Кбайт
Заметки в книге - Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного

.. И при нашем общественном устройстве мы презираем каждого, кто сильно зависит от другого. Казалось бы, свобода должна возвышать меня над животным, а на деле она ставит меня даже ниже его, ибо меня легче подчинить. Такой человек сам по себе представляет собой, можно сказать, домашнюю утварь для другого. Ведь я в такой же мере мог бы высоко чтить сапог моего господина, как и чистить его. Человек, зависящий от другого, уже не человек ; он это звание утратил, он не что иное, как принадлежность другого человека. [387]


Человек относится с сочувствием к горю и отчаянию другого не вообще, а поскольку причина их естественная, а не воображаемая. Поэтому ремесленник не испытывает никакого сочувствия к обанкротившемуся купцу, опустившемуся до положения простого маляра или слуги, так как он не видит, чтобы тот лишился чего-нибудь другого, кроме возможности удовлетворять воображаемые потребности. [388]

Для всех глупостей характерно то, что образы, которые они вызывают, парят в воздухе, ни на что не опираясь и не обладая никакой устойчивостью. [390]

Ошибка, если учесть все в совокупности, никогда не бывает полезнее истины; но незнание часто бывает таким. [390]

Распространенное мнение, что в прежние времена жилось лучше, объясняется тем, что настоящее зло чувствуют непосредственно и что предполагают, что без него все было бы хорошо. [390]

Философия есть дело не первой необходимости, а приятного времяпрепровождения. Удивительно поэтому, что ее хотят ограничить строгими законами. [390]

Математик и философ отличаются друг от друга тем, что первых требует данных от других, второй же сам исследует их; поэтому первый может вести свои доказательства, исходя из любой религии откровения. [390]

Опыт учит нас, что в состоянии естественной простоты человек безразлично относится к счастью других; но если он ему сам содействовал, то оно нравится ему уже неизмеримо больше. Чужие несчастья обычно также оставляют нас равнодушными, но если я сам виновник их, то они угнетают гораздо сильнее, чем если бы это сделал кто-либо другой. [391]

Рабство есть лил рабство насилия, или рабство ослепления. Последнее основывается на зависимости или от вещей (стремление к роскоши), или от пустой мечты ... [391]

Мораль, стремящаяся бескорыстно помочь всем, химерична, так же как и мораль, чуткая к воображаемым потребностям. Мораль, утверждающая только себялюбие, груба. [392]



Страницы:  1  2  3  4