Библиотека >> Заметки в книге - Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного

Авторы: Кант Иммануил
Скачать 7.49 Кбайт
Заметки в книге - Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного

Иммануил Кант
Заметки в книге "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного"


Искусство казаться глупым у мужчины и искусство казаться умной у женщины. [354]

Кокетка переступает границы женственного, грубый педант - границы мужественного. В недотроге слишком много мужского, а в фате слишком много женского. [354]

Смешно, когда мужчина хочет завоевать сердце женщины умом и большими заслугами. [354]

Различие в характерах проявляется в чувствах. [354]

Теперешнее устройство жизни таково, что женщина может жить и без мужчин, что портит всех. [355]

Женщина не легко выдает себя, поэтому и не напивается допьяна. Она хитра, потому что слаба. [355]

Нежная женская любовь обладает способностью развивать другие нравственные свойства, сладострастная же любовь - способностью подавлять такие свойства. [356]

Честь мужчины состоит в том, что он себя уважает, честь женщины - в суждении других о ней. [356]

Изнеженность больше, чем распутство, искореняет добродетель. [357]

Вот почему стоик говорит: "Мой друг болен; какое мне до этого дело?" Нет человека, который не чувствовал бы на себе тяжелого ярма мнения, и никто, однако, не сбрасывает этого ярма. [357]

Романы делают благородных женщин склонными к причудам, а обыкновенных - глупыми, благородных мужчин - также чудаками, а обыкновенных - лентяями. [357]

Так как в условиях цивилизации у людей множество неестественных желаний, то случайно возникает также и побуждение к добродетели, и так как в наслаждении и знании проявляется столь много чрезмерного, то возникает наука. В естественном состоянии можно быть добрым без добродетели и разумным без науки. [358]

Счастье без тонкого вкуса покоится на простоте и умеренности склонностей; счастье в сочетании с тонким вкусом - на душе, преисполненной чувством; покой. - Вот почему нужно уметь быть счастливым и без общества, ибо тогда вас не обременяют никакие потребности. [358-359]

Человек естественной простоты имеет мало искушений стать порочным. Только избыток благ порождает сильный соблазн, и уважение к моральному чувству и голосу рассудка вряд ли может удержать, когда уже сильно пристрастились к излишествам. [360]

Священное писание больше действует на совершенствование сверхъестественных сил, хорошее моральное воспитание действует больше тогда, когда все должно происходить согласно порядку природы. [360]

Не существует никакой непосредственной склонности к морально дурным поступкам, но, несомненно, существует непосредственная склонность к добрым поступкам. [361]

Следует строго различать человека с хорошими задатками от человека благовоспитанного. Первому нет надобности обуздывать извращенные склонности, ибо склонности у него хороши по природе. [361]


Каждый трус - лжец, но не наоборот. То, что делает слабым, порождает ложь. [361]

Целые нации могут служить примером человека вообще. Никогда нельзя найти великих добродетелей, с которыми не были бы в то же время связаны сильные отклонения, как это наблюдается у англичан. [362]

Требуется очень много искусства, чтобы предохранить детей от лжи. Так как они падки на удовольствия и они слишком слабы, чтобы отвечать отказом и сносить наказание, то у них гораздо больше побуждений ко лжи, чем у взрослых, в особенности потому, что в отличие от взрослых они сами ничего не могут себе добыть... Их нужно поэтому наказывать только за то, что они никак не могут отрицать, и ничего не позволять им на основе соображений, выставляемых ими в качестве предлога. [362]

В медицине говорят, что врач есть слуга природы; но то же относится и к морали. Устраняйте только внешнее зло, а природа уже примет наилучшее направление. Если бы врач сказал, что природа сама по себе испорчена, то каким же средством он думал бы ее исправить? То же относится и к моралисту. [363]

Разве может быть что-либо более нелепым, как то, что детям, едва вступающим в этот мир, тотчас же начинают говорить о другом мире? [364]

Для того, чтобы женщина зависела от мужчины, он сам не должен ни от кого зависеть. [364]

Различие между ложной и здоровой моралью состоит в том, что первая ищет лишь средств против зла, а вторая заботится о том, чтобы не было самих причин этого зла.

Среди всякого рода прикрас существуют прикрасы моральные.[364]

Противоестественно, когда человеку приходится проводить свою жизнь в том, чтобы учить ребенка жить. [...] В состоянии естественной простоты ребенку оказывается только немного услуг; как только он накопит немного сил, он сам начинает совершать некоторые полезные поступки взрослых, что бывает у крестьян и ремесленников, и постепенно учится всему остальному. [365]

Если бы я в настоящее время захотел поставить себя в сильную, хотя и неполную, зависимость от людей, то для этого я должен был бы иметь возможность быть бедным, не чувствуя этого, и мало уважаемым, не обращая на это внимания. Но если бы я был богат, то в мои удовольствия включил бы главным образом независимость от вещей и людей.

Страницы:  1  2  3  4