Библиотека >> Рамочные метафоры в трансе

Скачать 30.52 Кбайт
Рамочные метафоры в трансе



Подробно опишите внутреннее состояние и ненаблюдаемое поведение (представления, внутренний диалог и т.п.), подкрепляющие поведение или роль главного героя.

В ходе метафоры главный герой должен повторять желательное поведение в разных вариантах (или играть желательную роль в несколько отличающихся ситуациях), чтобы терапевт мог много раз описать подробности, указанные в шагах 1 и 2.

Слушая метафору, клиент учится тому поведению и тем ролям, которые необходимы для близких и поддерживающих отношений, включая внутреннее поведение, ведущее его в желательном направлении. Некоторые клиенты полагаются на внутренний диалог, другие – на зрительные представления цели, и т.д. При этом прекрасно работает метафора, ставящая главного героя в ситуацию, где происходит описание или обучение, касающееся желательного поведения. Если терапевт хочет обучить мужа, каким образом можно хвалить свою жену, или обучить страдающего депрессией холостяка, как завести друзей, то метафора должна говорить лишь о ком-нибудь, кто учится поведению или роли, подобной той, которая нужна клиенту. Предпочтительно, чтобы контекст отличался от того контекста, в котором находится клиент (таким образом, у подсознания будет возможность учиться без помех со стороны сознания) и чтобы терапевт не пытался объяснить мотивы главного героя.
В случае мужа, терапевт мог бы описать, как он обучал управляющего хвалить своих ассистентов (повторяя инструкции, которые он дал управляющему в трансе, описывая, какого конкретного поведения он ожидал от управляющего по отношению к его ассистентам, а потом описывая те действия, которые он наблюдал у управляющего и достигнутые положительные результаты). Рассказывая метафору, терапевт подробно описывает внешний вид поведения (слова, жесты, тон голоса, дыхание, и т.д.), и внутреннее поведение, подкрепляющее такие виды поведения (внутренний диалог, воспоминания о полученных похвалах, и т.д.). Метафора сосредотачивает внимание клиента не на том, почему человеку надо учиться или как трудно учиться, или какие выгоды происходят от учения, – а попросту на том, как это делается. В случае человека с депрессией, которого надо научить социальному поведению, можно использовать историю о ребенке в новой школе. Метафора может содержать инструкции о различных видах поведения, связанных со знакомством (улыбки, сообщение своего имени, вопрос об имени другого, слушание, нахождение общего языка, и т.д.), а также может несколько раз описать, как он научился этим навыкам и те внутренние представления и способы поведения, которые подкрепляли эти навыки; но в метафоре не должно быть ни описания напряжения главного героя, в то время как он учится, ни мотивов. Цель состоит в том, чтобы научить клиента проделывать необходимое поведение, а не в подчеркивании важности такого поведения, чтобы «чем-нибудь стать» или «чего-то добиться». Такая связь как раз нежелательна; рассказ не должен быть в духе «вы должны этому научиться, и вот почему…». Когда терапевт ограничивает себя тем, «как», тогда клиент сам может разобраться «почему» и гордиться своим достижением.

IV. Изменение ограничивающих представлений о себе:
протокол метафоры.

Подробно опишите то, как главный герой видит себя со стороны (3-я позиция) с новыми ресурсами (поведением, эмоциями, представлениями).

Подробно объясните, как главный герой репетирует, использование новых ресурсов во многих разных ситуациях от легких до самых трудных (подстройка к будущему).

Закончите подробным описанием того, как главный герой достигает успеха в реальной ситуации, в результате этих добросовестных репетиций. Пусть главный герой (и параллельно клиент) в успешном будущем сделает обзор тех действий и событий, как приятных, так и неприятных, которые привели к успеху.

Чтобы сильнее вовлечь клиента в метафору, переживания главного героя должны быть параллельны во многих отношениях переживаниям клиента. Для того чтобы создать улучшенное представление о себе, полезно использовать прием зеркального отражения. Например, терапевт может описать, как один из его клиентов ушел с вечернего сеанса, чтобы поспеть на поезд. Рассматривая свое отражение в окне поезда, он увидел свой собственный образ, измененный ощущениями, представлениями и новыми видами поведения, приобретенными во время сеанса. История проходит через разные сценарии, по мере того, как главный герой видит новое представление о себе (со стороны), как он там успешно общается с разными людьми. Поскольку создание нового представления о себе требует от клиента «выбраться из старой колеи» и подумать о себе по-новому, то для него это не так уж легко. Поэтому ситуации должны быть описаны достаточно подробно, чтобы клиент мог на самом деле прожить, как он увидит, почувствует и поведет себя ресурсно, благодаря своему новому представлению о себе. Если бы клиент умел сам вообразить, как лучше использовать в своих целях имеющиеся у него ресурсы, то он просто не стал бы клиентом. Метафоры для изменения ограничивающего представления о себе должны следовать за метафорами, вызывающими подходящие эмоциональные реакции, поведение и представления, чтобы у клиента была прочная основа для построения ресурсного представления о себе.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18