Библиотека >> Путеводитель души к Богу

Скачать 27.61 Кбайт
Путеводитель души к Богу





ГЛАВА IV
Об узрении Бога в Его образе,
преображенном дарами благодати



Но не только проходя через нас самих, но также и в нас можно созерцать Первоисток. Этот вид созерцания более высокий, чем предыдущий, и представляет собой четвертую ступень. Кажется удивительным, как это было уже показано, что Бог настолько близок нашей душе, но в то же время так мало людей видят в себе Первоисток. Причину этого легко понять, ведь душа человека, обремененная заботами, не входит в себя через память, ее взор, затуманенный чувственными образами, не возвращается в себя через разум, увлеченная страстями, она никак не может обратиться к себе через желание внутренней сладости и духовной радости. Поэтому душа, полностью погруженная в чувственный мир, уже не может больше открыть в себе образ Бога.

Тот, кто упал, так и останется лежать, если кто-нибудь не подойдет и не поможет ему встать, так и наша душа не сможет никогда подняться из этого чувственного мира к постижению себя и вечной Истины, которую она носит в себе, если сама Истина, принявшая человеческий образ во Христе, не станет той восстановленной первой лестницей, которая была повреждена в Адаме. Поэтому, как бы ни был человек просвещен светом природного разума и приобретенного знания, он не может войти в себя и в себе наслаждаться Господом, но может достичь этого только через посредничество Христа, Который говорит: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет". Но к этой двери мы сможем приблизиться только лишь в том случае, если сами будем верить, надеяться и любить. Поэтому необходимо, если мы хотим вернуться к наслаждению Истиной словно в раю, войти в него через веру, надежду и любовь Иисуса Христа, посредника между Богом и людьми, Который является "древом жизни посреди рая".

Наша душа, будучи образом Бога, должна облачаться в три теологические добродетели, которые очищают, озаряют, совершенствуют и преображают образ души, уподобляя ее небесному Иерусалиму и делая частью воинствующей Церкви, являющейся дочерью небесного Иерусалима, согласно словам апостола: "А вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам". Тогда душа должна верить, надеяться и любить Иисуса Христа — воплощенное, несотворенное и вдохновленное Слово, то есть путь, истину и жизнь. Через веру душа верует во Христа как в несотворенное Слово, Слово и "сияние славы Отца" и вновь обретает духовные слух и зрение, слух — для восприятия слов Христа, зрение для созерцания лучей сияния славы Его. В надежде душа томится по встрече вдохновленного Слова, и через желание и порыв души она вновь обретает духовное обоняние. В любви обнимает она воплощенное Слово, принимая от Него наслаждение и переходя в Него через экстаз любви, она вновь обретает духовные вкус и осязание. Душа, обретшая духовные чувства, видит, слышит, обоняет, вкушает и обнимает своего жениха. Она может тогда воскликнуть, как невеста из Песни песней, написанной для совершенствования в созерцании на четвертой ступени, которую никто не достигнет, "кроме того, кто получает", потому что это созерцание воспринимается скорее в опыте сердца, чем в размышлении ума. На этой ступени душа с внутренними чувствами, восстановленными для восприятия высшей красоты, слышит высшую гармонию, обоняет высшее благоухание, вкушает высшую сладость, воспринимает высшее наслаждение. Теперь душа готова к духовному восхищению в благочестии, восторге и ликовании в соответствии с тремя восклицаниями Песни песней. Первое из этих восклицания определяет, как через обилие благочестия душа становится словно "…столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом". Второе восклицание определяет, как через восторг душа становится подобной заре, луне и солнцу через посредство озарения, возвышающего ее к восторженному созерцанию жениха. Третье определяет, как через изобилие ликования душа наполняется сладостным наслаждением, полностью "опираясь на своего возлюбленного".

Достигнув этой ступени, наш дух становится иерархичным для восхождения вверх, уподобляясь высшему Иерусалиму, в который никто не войдет, прежде чем в его душу не снизойдет благодать, как это видел Иоанн в своем Откровении. Но благодать только тогда снизойдет в сердце, когда в душе будет восстановлен образ Бога через теологические добродетели, духовную радость и восхищение. Тогда наш дух будет иерархичным, то есть очищенным, озаренным и совершенным. Итак, он будет подобен девятой ступени небесных чинов, и внутри его будут в порядке расположены следующие функции: возвещение, наставление, ведение, упорядочение, укрепление, повелевание, поддерживание, откровение, помазание, градация которых соответствует девяти ангельским чинам. Таким образом, три первые из вышеназванных ступеней в человеческой душе относятся к природе, три следующие — к усилию, а три последние — к благодати. Находясь на этой ступени и входя в самое себя, душа попадает в высший Иерусалим, где, созерцая чины ангелов, видит в них Бога, Который является действующим началом во всех их действиях.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16