Библиотека >> Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства

Скачать 178.41 Кбайт
Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства

?» и подробным проявлением пресуппозиции.


ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

«Вы заставляете меня чувствовать себя плохо. Я ничего на могу с этим поделать». Язык потворствует мышлению в стиле причины и следствия. Активные субъекты обычно воздействуют на пассивные объекты, но это слишком большое упрощение. Опасно думать о людях, будто они, подобно бильярдным шарам, подчинятся законам причины и следствия. «Солнечный свет заставляет цветы расти» – представляет собой стенографическое изложение чрезвычайно сложной взаимосвязи. Размышление в терминах причин не объясняет ничего, и лишь вызывает вопрос: «Как?»
Пропасть различий разделяет выражения: «Ветер гнет деревья» и: «Вы раздражаете меня». Верить в то, что кто то другойнесет ответственность за ваше эмоциональное состояние, все равно, что предоставить им своего рода физическую власть надвами, которой у них нет. Вот примеры искажений этого типа:
«Вы надоели мне». (Вы заставляете меня испытывать скуку.)
"Я рад, что вы ушли". (Ваш уход заставляет меня испытывать радость.)
«Я раскис из за погоды». (Погода вызывает у меня кислое настроение.)
Один человек не имеет возможности непосредственно контролировать эмоциональное состояние другого человека. Мысли о том, что вы можете заставлять людей переживать различные состояния или что другие люди могут вызывать у вас различные настроения, являются весьма ограничивающими и в значительной степени оказываются причинами расстройств. Ответственность за ощущения других людей – это тяжелое бремя. Вам необходимо будет принять на себя слишком большую и излишнюю заботу о том, что вы говорите и делаете. Руководствуясь причинно следственным паттерном, вы станете либо жертвой, либо няней для других людей.
Слово «но» очень часто означает причинно следственную связь, предлагая причину, по которой человек чувствует себя вынужденным не делать что то:
«Я бы помог тебе, но я слишком устал».
«Я бы ушел в отпуск, но фирма развалится без меня».
Существует два уровня реагирования на причинно следственную связь. Для начала – просто спросить, как именно одна вещь вызывает появление другой. Описание того, как это происходит, часто открывает новые возможности для дальнейшего реагирования. Но оно все таки оставляет незатронутым то фундаментальное убеждение, которое так сильно укоренилось в нашей культуре и которое заключается в том, что другие люди обладают властью над нашим эмоциональным состоянием и несут ответственность за его изменение. На самом же деле мы сами создаем наши чувства. Никто другой не сможет сделать этого за нас. Мы сами решаем и несем ответственность за свои Реакции. Думать, что другие люди вызывают наши чувства, – значит населить свой мир безжизненными бильярдными шарами. Чувства, возникающие в нас в ответ на действия других людей, обычно являются результатом синестезии. Мы видим или слышим что то и реагируем ощущением. Эта связь становится автоматической.
Вопрос метамодели, адресованный к предположению о причинно следственной связи в высказывании типа: «Он раздражает меня», – заучит следующим образом: «Как именно вы вызываете у себя раздражение в ответ на то, что он сказал?» В таком вопросе встроено предположение о том, что человек сам может выбирать свою эмоциональную реакцию.
Причинно следственная связь может быть подвергнута сомнению вопросом:«Каким конкретно образом одно вызывает другое?» – или:"Что должно произойти такое, чтобы одноне было вызвано другим?"
Обнаружив убеждение типа причинно следственной связи, задайте вопрос:«Как именно вы заставляете себя реагировать таким способом на то, что вы видите или слышите?»


ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ

Чтение мыслей возникает тогда, когда человек предполагает или знает, не имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или ощущает. Мы часто делаем это. Иногда это является интуитивной реакцией на некоторые невербальные сигналы, которые мы замечаем на неосознанном уровне. Часто это чистая галлюцинация или то, что мы сами думали или чувствовали бы в такой ситуации: мы проектируем наши собственные мысли и чувства и переживаем их так, как будто они пришли от другого человека. Скряга всегда считает всех остальных людей скупыми. Те, кто занимается чтением мыслей, часто думают, что они правы, но это не является гарантией того, что так оно и есть. Зачем гадать, если вы можете спросить?
Существует два основных типа чтения мыслей. В первом типе человек предполагает, что он знает о том, что другой думает. Например:
«Джордж несчастен».
«Могу сказать, что ей не понравился подарок, который я ей подарил»,
«Я знаю, что придает ему силы»,
«Он был разгневан, но не показывал вида».
Должны существовать веские сенсорно обоснованные доказательства для того, чтобы приписывать мысли, чувства и мнения другим людям. Вы можете сказать: «Джордж в депрессии», – но было бы более полезным сказать: "Джордж смотрит вниз и
направо от себя, мускулы его лица расслаблены и дыхание поверхностное. Уголки рта опущены и плечи ссутулены"
Второй тип чтения мыслей является зеркальным отражением первого и предоставляет другим людям власть читать ваши мысли.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98