Библиотека >> Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.

Скачать 156.07 Кбайт
Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.

Несогласованность - это ключевая точка выбора, с которой вы постоянно встречаетесь, если занимаетесь общением. Вам полезно было бы иметь широкий репертуар реакций, и понимать (я надеюсь - более подсознательно, чем сознательно), какие последствия будут иметь тот или иной прием или техника.
Мета-комментарий - это один из выборов. И, я считаю, хороший. Но это только один из выборов. Когда я наблюдаю за терапевтами, то часто замечаю, что это - их единственный выбор в ситуации, когда они сталкиваются с несогласованностью. То есть люди, работой которых является выбор, вообще не имеют никакого выбора. В ответ на несогласованность вы можете заставить человека преувеличивать невербальный компонент, обозвать его лжецом, проигнорировать высказывания или просто использовать отражение, сказав, насмешливо и отрицательно качая головой: “Я так рад!” Или же вы можете понять местами вербальное и невербальное сообщение, сказав, улыбаясь и кивая головой: “Это ужасно!” ответ который вы на это получите, удивителен, поскольку люди не подозревают, что они не вербализуют. В ответ на подобную вашу реакцию люди теряются, либо начинают вербализировать сообщения, которые до этого были невербальным. Происходит так, как если бы они взяли бессознательный материал и сделали его сознательным, и наоборот.
Или же вы можете отреагировать соответствующей метафорой: “Это напоминает мне историю, которую мне рассказал мой дед, О’Мора. Он был ирландцем, но в юности некоторое время скитался в Европе. Рассказал он мне об одной небольшой прибалтийской стране. У ее правителя были проблемы - министр внутренних дел не мог найти общего языка с министром иностранных дел. То, что делал министр иностранных дел, чтобы укрепить свои отношения с соседями, правильно организовать торговлю, мешало удовлетворению потребностей страны, а удовлетворить эти потребности, как чувствовал министр внутренних дел было необходимо...”
“Как люди учатся несогласованности? Например, приносит ребенок из школы свою поделку и показывает ее родителям. Родители смотрят на нее и отец говорит (нахмурившись), отрицательно качая головой, резким голосом: “Как я рад, что ты принес это домой, сынок!” Что в ответ на это делает ребенок? Может, он наклоняется к отцу и мета-комментирует: “Папа, ты говоришь, что рад, но я не вижу...?” Одна из вещей, которые ребенок делает в ответ на несогласованность - это гиперактивность. Одно из полушарий регистрирует визуальные и тональные впечатления, другое - слова и их значение, и одно не соответствует другому, максимальное несоответствие находится там, где полушария пересекаются, в области кинестетической репрезентации. Если вы увидите теперь гиперактивного ребенка, вы заметите, что триггером для гиперактивности является несогласованность, и находится она у середины линии тела, распространяясь затем на другие виды поведения.
А сейчас я вас о чем-то попрошу. Поднимите правую руку... Заметил ли кто-нибудь несогласованность?
Мужчина: Вы подняли левую руку.
Я поднял левую руку, но многие из вас сделали то же самое! Другие подняли правую руку. Третьи вообще не заметили, какую руку я поднял. Суть в том, что, будучи детьми, вы вырабатываете свой способ справляться с несогласованностью. Обычно люди искажают свои опыт, чтобы он стал согласованным словам. Есть ли здесь кто-то, кто услышал меня так: “Поднимите левую руку!”? Многие из вас подняли левую руку думая, что - подняли правую.
Тогда вы не заметили несогласованности, чтобы сделать свой опыт согласованным. Если поступают спутанные сообщения, то один из путей состоит в том, чтобы буквально отрезать одно из намерений (вербальное, тональное, движение тела, прикосновения, визуальные образы) от сознания. И можно предсказать, что гиперактивный ребенок, отрезающий от сознания правое полушарие (продолжающее, однако, функционировать вне сознания) окажется преследуемым визуальными образами - мертвыми младенцами, плавающими над столом психиатра. Те, кто отрезает кинестетический опыт, будут чувствовать у себя под кожей ползающих насекомых, что будет буквально сводить с ума. Они вам об этом скажут. Это - реальные клинические примеры. Те, кто отрезает аудиальный опыт, слышат голоса, раздающиеся из стен, поскольку они отдали этой системе все свое сознание, и информация, поступающая к ним через эту систему, защищает их от повторяющейся несогласованности.
В нашей стране большинство галлюцинаций являются слуховыми, так как люди здесь мало внимания уделяют своей аудиальной системе. В других культурах галлюцинации связаны с другими репрезентативными системами.
Женщина: Не смогли бы вы подробнее прокомментировать галлюцинаторные явления?
Галлюцинации, я считаю, это то, чем вы здесь занимаетесь целый день, формальных различий между галлюцинациями и теми процессами, которые вы используете, когда я прошу вас вспомнить что-нибудь - будь то событие сегодняшнего утра, или запах аммиака - просто нет. Насколько мне известно, однако, некоторая разница между обитателями психиатрических больниц и нормальными людьми все же есть. Одно из различий - это то, что больные и здоровые живут в разных зданиях.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88