Библиотека >> Карма, или закон причин и последствий.
Скачать 22.78 Кбайт Карма, или закон причин и последствий.
Если мысли эти были злые и мстительные, явится
момент, когда при самом легком толчке человек пойдет на преступление. Или -
наоборот - если ум его был склонен создавать бескорыстные мысли, настанет
момент, когда эти мысли кристаллизуются в акт героизма. Если при этом человек не
успеет обдумать своего поступка - а это почти неизбежно ввиду преобладания
эмоций у современных людей - будь его поступок преступным или героическим, сам
человек изумляется, "не верит себе", говорит: "Не понимаю, как мог я это
сделать!". Из этого следует, что наши скрытые мысли направляют совершенно
определенно нашу волю, и момент их выполнения не более, как вопрос времени.
Но если творец мыслей успел подумать, свобода выбора еще возможна: он может противопоставить закоренелой мысли новую и, энергично повторяя последнюю, постепенно заменить ею прежнюю мысль. В этом явлении мы имеем ключ к разрешению трудной проблемы свободы воли и предопределения. Свободная воля человека и создает для него те ограничения, которые он называет своей судьбой. Он ограничивает себя своими же прошлыми мыслями, неосуществленными возможностями; ошибочными предпочтениями, неразумными уступками; он связан своими позабытыми желаниями, скован грехами своих прежних дней. И все же - он свободен. Он, создавший свое прошлое, которое держит в оковах его настоящее, может работать и внутри созданной им же тюрьмы, чтобы обеспечить для себя свободное будущее. Когда сильный человек узнает, что он свободен, оковы его спадут сами собой. Но для обыкновенного человека, для которого знание - не ровный могучий свет, а то вспыхивающая, то погасающая искра, освобождение отодвигается в далекое будущее; для него прежде всего необходимо сознание, что он страдает в настоящем только потому, что грешил в прошлом, и что все ограничения, которые связывают его, созданы им же самим. Между этими двумя полюсами, свободной волей и предопределением, происходят все сложные сочетания свободы и необходимости, на которых построена вся драма человеческой борьбы. Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь много раз, становятся и привычками; привычки ограничивают волю и делаются под конец автоматичными. Приходит минута, когда совесть говорит, что привычка нехороша; тогда человек начинает разрушать дурную привычку, создавая мысли противоположного характера. После многих усилий прокладывается новое русло, новые мысли берут перевес и - потерянная свобода обретается снова... к сожалению, почти всегда только для того, чтобы заковать волю в новые цепи. Таким образом, наши собственные мысли и желания создают постепенно свойства нашего мозга и нашей нервной системы, а последние являются одним из самых сильных ограничений свободы нашей воли. Часто повторяемые мысли, делаясь автоматичными, создают в нас предрассудки, личные и национальные; мы живем с ними, даже и не подозревая, что это стены, построенные нашими собственными руками, которые закрывают перед нами светлые горизонты истины. Другой вид зрелой Кармы проявляется в минуты так называемых "внезапных обращений". Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг нашего истинного я, нашей бессмертной души, как бы твердую кору, которая держит ее в плену. Плен этот может длиться в течение нескольких воплощений. В это время бессмертная душа, собиравшая опыт, успела многому научиться и приобрести высшие свойства; но последние могут долго оставаться скрытыми под твердой корой. Потребуется сильный толчок, иногда он является в виде хорошей книги, вдохновенного слова, яркого примера, чтобы разорвать кору и освободить душу. В человеческой истории записано немало таких случаев "внезапного обращения".
II. СКРЫТАЯ КАРМА Каждая причина стремится произвести свое действие непосредственно: осуществить это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым человеком. Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались постоянно с сопротивлением среды, последствия их проявлялись бы непосредственно. Но наши поступки, желания и мысли противоречат так сильно одни другим, что только немногие и, зарожденных ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные будут ждать своей очереди. Таким образом, в течение веков, мы нагромождаем причины, которые не могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной совокупности Кармы: одна проявляется, а другая ожидает случая, чтобы появиться. Из этого можно вывести, что "скрытая" Карма может переноситься из одного воплощения в другое и долго оставаться погребенной, чтобы ожить и принести плоды - подобно зернам, находимым в египетских саркофагах - как только появятся налицо все необходимые условия. С психологической точки зрения "скрытую" Карму можно рассматривать как наклонности, идущие из прошлого, в противоположность "зрелой", "скрытая" Карма подлежит изменению. | ||
|